Предисловие
Уважаемые читатели!
Книга, которую вам предстоит прочесть (или не прочесть), была написана сначала двумя людьми Евгенией Тропп и Михаилом Федотовым - родителями двух чудных малышей - Феди и Пети. Написана она была на основе их опыта воспитания этих самых детей. Они являются поклонниками методов Глена Домана, продолжателями его методов.
Когда текст книги был полностью готов к печати, авторы книги познакомились со мной - Еленой Даниловой, мамой троих детей - Миши, Лизы и Кати. Авторы предложили мне ознакомиться с содержанием книги и высказать свое мнение. После прочтения текста мне показалось, что небольшие дополнения к нему, основанные на моем опыте, не только не помешают, но и будут довольно полезными благосклонным читателям книги.
1. Вступление
Нужны ли вообще олимпийские чемпионы? Это на самом деле вопрос спорный. Сами мы являемся фанатиками и знатоками спорта и можем ответить на самые каверзные вопросы о многих видах спорта, за которыми мы следим. Мы знаем, чем болела олимпийская чемпионка Вильма Рудольф и в чем фокус расслаблений Валерия Борзова, кто стоял на воротах "Спартака" в знаменитых предвоенных матчах с басками и как Леонид Жаботинский обманул перед последней попыткой Юрия Власова. Мы знаем, как распределялись удары в голову и в корпус абсолютного чемпиона по боксу Королева в его матче с полутяжем Михайловым, и какого роста были наши чемпионы Европы Лагинавичюс с Петкявичюсом...
Знание бесконечного количества подобной чепухи показывает, что люди находятся в очень близких отношениях со спортом в течение многих лет. Но сегодня у нас нет уверенности в том, что профессиональный спорт и здоровье - синонимы. Спорт давно стал средством заработка, и последние страны, где существует любительский спорт, исчезают с карты мира. Чтобы достичь результатов мирового уровня, современному спортсмену нужно превратить себя в тренировочную машину, которая проводит две-три тренировки в день, служа этим результатам и предельно сокращая любую другую человеческую деятельность - учебу, работу, творчество, чтение, семью, наконец. Так для чего же мы пишем эту книгу?
Мы видим путь, который позволит сделать движения человека совершенными не за счет превращения всей жизни в тренировку,а за счет своевременного (то есть, раннего) начала всей физической активности. Можно добиться того, что ребенок к возрасту первоклассника будет блестяще бегать, плавать, кататься на коньках и горных лыжах, владеть ракеткой и мячом, но при этом он еще будет интеллигентным, развитым, эрудированным человеком, у которого кроме спорта будет существовать полноценная жизнь.
В какой-то момент, когда за ним табуном будут бегать тренеры, ему придется решать, стоит ли заниматься спортом профессионально. Ему придется выбирать - остаться ли просто прекрасным юным теннисистом или думать об Уимблдоне, остаться ли классным велосипедистом или думать о Тур де Франс. Мы думаем, что сегодняшние результаты во всех спортивных видах так выросли, что достигнуть Олимпа смогут только спортсмены, которые узко специализировались в самом раннем возрасте, особенно это касается игровых видов спорта. Идеальным примером является лучшая теннисистка последних лет, коронованная в шестнадцать лет Мартина Хингис, которая выделяется не ростом, не физическими данными, так важными в теннисе, а только совершенством движений, которое обеспечено тем, что она начала играть в два года.
"Я не собираюсь мучить своего ребенка тренировками в два года!" - говорит любая мать. Подождите, еще секунду не закрывайте книгу! Во-первых, мы пишем о еще более крамольных вещах - о начале спортивной подготовки в возрасте, намного более раннем. А во-вторых, мы верим, что вы сможете добиться невероятных успехов благодаря началу занятий именно в этом самом раннем возрасте, когда движения становятся совершенными естественно, без ломки и мучений.
Мы пишем о воспитании физически развитого ребенка, но этот ребенок вовсе не обязательно должен стать спортсменом в будущем. Ведь выучивший японский язык не обязан эмигрировать в Японию или становиться японцем! Но, с другой стороны, положения, о которых мы пишем, будут обязательны для тех, кто бредит спортом и готовит своего ребенка к спортивной карьере. Для них возможность удачи целиком зависит от раннего старта.
Вы, может быть, знаете чемпиона по плаванию, который начал плавать в пятнадцать лет, а до этого никогда не видел воды, или чемпиона по шахматам, который научился играть только в двенадцать лет... Не стоит тешить себя подобными примерами. Понятно, что возраст начала в большинстве видов спорта неуклонно ползет вниз, и большинство ведущих гроссмейстеров мира играют с четырех-пяти лет. Бывают, конечно, исключения, и каждое из этих "хороших исключений" можно анализировать отдельно, но ясно одно: малоподвижный ребенок ВДРУГ преобразиться и стать знаменитым спринтером не может.
Мы пишем о воспитании детей, потенциально готовых достичь немыслимых сегодня результатов. И ключ к этому единственный - движение с рождения.
43. Библиография
Доман Глен. Гармоничное развитие ребенка. М.: Аквариум, 1996.
-Это ваша базовая книга, ее нужно прочитать несколько раз. Сконцентрированный опыт работы Института Развития Человеческого Потенциала. На наш слух, есть излишняя восторженность в описании бесперебойно действующих методик. Кроме того, это "врачебная" книга, а не родительская, чувствуется дистанция от ребенка, нам не хватало практических мелочей. Но эта книга - настоящая революция и новая эпоха в педагогике.
Лупан Сесиль. Поверь в свое дитя. М.: Эллис Лак, 1993.
-Автор прошла школу Домана и "восстала", но не все ее возражения кажутся убедительными. Есть разделы, посвященные младенческому спорту и плаванью.
Никитин Б. Первые уроки естественного воспитания. Л.,1990.
Никитин Б., Никитина Л. Резервы здоровья наших детей. Физкультура и спорт, 1990.
-Добротное описание детского спорта, но главное в этой книге - подход к закалке ребенка, что неразрывно связано с занятиями спортом.
Масару Ибука.После трех уже поздно . М.: Знание, 1996.
- Забавная брошюра японского миллионера и энтузиаста детского спорта. Важна для общей ориентировки в проблемах работы с ребенком в первые три года жизни.
Скрипалев О. Стадион в кваритре. Физкультура и спорт, 1981.
Скрипалев О. И снова холод полюбить. М.: Молодая гвардия, 1988.
-Обсуждаются проблемы домашнего спорта, плаванья в ванной и надежной закалки. Очень важная книга для решения спорных вопросов выбора доминантной руки и развития обоих мозговых полушарий.
Клименко В. Психологические тесты таланта. Харьков: Фолио, 1996.
Существует масса книг по гимнастике для грудных детей. Выполнять имеющиеся там указания - лучше, чем вообще не заниматься с ребенком, но к идеям раннего развития детей вся эта масса литературы не имеет. Отличный пример:
Фесюкова Е. От трех до семи. Харьков: Фолио, 1996.
Книга очень солидного издательства, специализирующегося на вопросах педагогики и психологии.
Рекомендации, например, по катанию на роликах: с пяти лет ребенок может заниматься не больше 10 минут три раза в неделю. Плаванье: ребенок четырех - шести лет может находиться в воде не больше 3-15 минут (!!!) Для сравнения: по австралийским данным ребенок в год может быть в воде больше часа, а в четыре он уже может в бассейне жить: завтракать, делать уроки (шутка, не принимайте ее всерьез - примечание авторов).
Фесюкова, тем не менее, пишет, что на лыжи детей можно ставить уже в 2,5 года. Видимо, на полторы-две минуты.
|