Масару Ибука. После трех уже поздно
ПРЕДИСЛОВИЕ
С древних времен считается, что выдающийся талант - это прежде всего
наследственность, каприз природы. Кода нам говорят, что Моцарт дал свой
первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал
классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует
просто: "Конечно, они же гении".
Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что
их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я
предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант
развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали
благоприятные условия и дали прекрасное образование.
И наоборот, если новорожденный воспитывается в среде, изначально чуждой его
природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий
пример - история "волчьих девочек", Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в
пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они
приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий
облик, но все усилия оказались напрасны. Принято считать само собой
разумеющимся, что ребенок, рожденный человеком, - человек, а детеныш волка -
волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться
волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую
попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он
станет - человеком или волком!
Размышляя над этими примерами, я все больше и больше думаю о том, какое
огромное влияние на новорожденною оказывают образование и окружающая среда.
Эта проблема приобрела величайшее значение не только для отдельных детей, но
и для здоровья и счастья всего человечества. Поэтому в 1969 году я занялся
созданием организации "Японская ассоциация раннего развития". Наши и
зарубежные ученые собрались, чтобы в экспериментальных классах изучить,
проанализировать и расширить применение метода доктора Шиничи Сузуки обучения
малышей игре на скрипке, который привлекал тогда внимание всего мира.
По мере того как мы продвигались в своей работе, нам стало совершенно ясно,
насколько порочен традиционный подход к детям. Мы привычно считаем, что знаем
о детях все, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы
уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трех лет. Но
согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головною
мозга уже завершено на 70-80% . Не значит ли это, что мы должны направить
свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?
Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей
фактами и цифрами. Главное - введение нового опыта "вовремя". Но только тот,
кто ухаживает за ребенком изо дня в день, обычно это мама, может распознать
это "вовремя". Я написал эту книгу, чтобы помочь этим мамам.
Масару Ибука
Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М.: РУССЛИТ, 1991. -
96 с.
(c) Перевод на русский язык М. и Н.Перовых, 1991.
|