35. Шахматы
Главная цель нашей брошюры - не давать читателю рекомендации по инструкции №678 облспортсоюза, а предложить совместный поиск, поделиться опытом, в том числе и не совсем удачным.
Мы не считаем возможным обойти тему "Шахматы", но мы должны честно сознаться, что нам пока тут совершенно нечем похвастаться (мы говорим о возрасте до трех лет). Конечно, самое важное - это родительская преданность шахматам, а мы сами играем редко. Может быть, неудачи связаны с тем, что большая часть поиска пришлась на второй год жизни, но в этом возрасте ввести идею разных ходов мы не смогли, и только с горем пополам, нетвердо были выучены фигуры.
В шахматной литературе обучение в этом возрасте не обсуждается, и мы начали думать, что шахматную учебу надо разделить на основной и подготовительный этапы. Таким образом, мы пришли к мысли создать временные "предшахматы". Мы делаем доску, на которой вдвое меньше клеток, чем на обыкновенной, но клетки крупные, берем два набора фигур, лучше всего забавных - пусть это будут зайцы и волки, и начинаем осваивать понятие "съел". Или пусть это будут зайцы и кочаны капусты, хотя капуста, конечно, не может съесть зайцев. Но можно вводить движение в одном направлении, по временным правилам, по одной или по две клетки вперед и по диагонали. Мы должны постигнуть саму условность игры. Например, зайчиха-мама ходит на две клетки, а зайчата - на одну. Наш сын Федя в два года называл себя "вожаком", а своего младшего брата "просто самцом". Так вот, вожаки, предположим, ходят на две клетки, а рядовые самцы лишь на одну.
Это временные шахматы, понятно, что Каспарова за них будет ни усадить, но мы двигаемся в нужном направлении. Такую доску можно нарисовать на стенке холодильника и передвигать на ней магнитные фигурки.
Большинство сильнейших шахматистов современности начали играть в четыре-пять лет, но нам кажется, что родители-шахматисты, осваивая "предшахматы", которые они сами разработают, смогут существенно снизить этот потолок, веря в то, что раннее начало даст более глубокое погружение в шахматы и более тонкое владение этим искусством.
|