Введение
Возможно, лучше всего будет начать с конца, хотя сотни сотрудников
филадельфийского института развития человеческого потенциала посвятили
свои жизни именно тому, чтобы начать с самого начала. И все же,
как мне кажется, читатель имеет право узнать о чем эта книга с первых
же страниц.
Эта книга показывает, что быть физически совершенным - это не только
удел некоторых одаренных детей, имеющих врожденные задатки физических
гениев. Она утверждает, что каждый ребенок от рождения обладает
великолепным даром в виде генов Homo sapiens, а, следовательно,
и наследственным правом быть физически совершенным.
Эта книга восхваляет чудо, которое называется "человеческой подвижностью"
и которое мы изучали с 1940 года. С того самого времени, днями,
которые длились не по восемь рабочих часов, а по двадцать, неделями,
которые продолжались не по пять, а по семь рабочих дней, месяцами,
во время которых мы чаще испытывали радость, чем отчаяние, годами,
когда мы то поражались чуду человеческой подвижности, то сходили
с ума, теряясь в догадках почему она отсутствует, мы изучали подвижность
всеми возможными способами.
Мы изучали человеческую подвижность практически, благодаря десяткам
тысяч новорожденных, детей, взрослых и стариков, начиная с самых
первых форм движения зародыша в утробе матери, продолжая ползаньем,
карабканьем, ходьбой, бегом, гимнастическими упражнениями, и кончая
угасанием этой способности в старости.
Мы изучали подвижность теоретически, начиная от ее самых ранних
форм, зародившихся три с половиной миллиона лет назад, когда два
величайших царства живой природы пошли разными путями развития.
Царство растений осталось неподвижным, а царство животных стало
развивать способность перемещаться с места на место.
Мы изучали развитие человеческой подвижности у африканских австралопитеков,
открытых профессором Дар-томом свыше шестидесяти лет назад. Тогда
это открытие потрясло весь мир антропологии. Когда эти древние существа
выпрямились, чтобы ходить на ногах и освободить руки: одну для дубинки
в качестве оружия, вторую - для палки в качестве орудия труда -
тогда и появилась возможность для возникновения современного человека.
Сегодня эта древняя дубинка превратилась в ядерное оружие, а палка
стала компьютером и другими высокими технологиями.
После того, как первый человек перешел к прямохождению и освободил
руки для орудий труда, использование этих орудий стало способствовать
его смышлености. Чем более смышленым он становился, тем больше изобретал
новых и более сложных орудий труда, учился познавать и понимать
- так зарождался современный человек разумный.
Сегодня человек стал самым, самым умным и самым страшным изо всех
Божьих созданий, и он единственный, кто может разрушить нашу планету
- или сделать ее тем земным раем, о котором сам всегда мечтал.
Высокоразвитый интеллект берет свое начало в человеческой подвижности
и деятельности рук.
С каждым десятилетием человеческая подвижность и деятельность рук
становятся все более умелыми, все более прекрасными, все более сложными
и все более устрашающими.
Теперь это уже не просто теоретическое утверждение. На каждых Олимпийских
играх старые рекорды уступают место новым, а ведь эти рекорды -
результат человеческой подвижности и деятельности рук. Стоит отметить
и то обстоятельство, что большинство нынешних победителей олимпиад
заметно моложе своих предшественников.
Где же конец этому?
Нынешние гимнасты в свои подростковые годы выполняют такие упражнения,
которые и не снились гимнастам полвека назад.
Конца этому не будет.
Человеческий интеллект неразрывно связан с человеческой подвижностью
и деятельностью рук.
Действительно, как мы уже знаем, подвижность и мануальный интеллект
являются двумя из шести видов человеческого интеллекта.
Но что же тогда мы узнали о человеческих существах за все то время,
которое сотрудники нашего института посвятили изучению и пониманию
причин физического совершенства? Это знание можно выразить в одном-единственном
параграфе.
Мы абсолютно убеждены в том, что: каждый ребенок в момент своего
рождения обладает более высоким умственным потенциалом, чем тот,
который когда-либо демонстрировал Леонардо да Винчи.
Этот, присущий от рождения, умственный потенциал включает в себя
физическое функционирование и начинает именно с него.
Эта книга расскажет родителям о том, как сделать своего ребенка
физически совершенным, и о том, почему, после почти полувекового
улучшения физического развития детей, авторы твердо убедились в
необходимости этого.
Замечание
для родителей
У сотрудников нашего института нет предрассудков. Мы одинаково
любим и уважаем матерей и отцов, а также их детей как мужского,
так и женского пола. Поэтому, если в дальнейшем тексте мы, говоря
о родителя, будем упоминать матерей, а говоря о детях - мальчиков,
то имейте в виду, что это сделано лишь для простоты изложения.
Предисловие
Наиболее распространенный метод изучения влияния эффекта невесомости
на человеческий организм - "приговорить" нормального, здорового
человека к полному постельному режиму. Результаты этой вынужденной
бездеятельности - или так называемого гиподинамического состояния
- весьма впечатляют. Как минимум, уже через 72 часа многочисленные
системы организма начинают проявлять первые признаки ухудшения
своей деятельности. В результате изменения в движении жидкостей
в организме, возникают гормональные изменения и обезвоживание,
сердце и кровеносные сосуды утрачивают свою прочность и эластичность,
а из костей начинает вымываться кальций. Добровольцы часто жаловались
на головную боль, боль в спине, запоры, скуку, апатичность и временную
потерю ориентации.
А что является следствием чрезмерной активности? Неужели, если
вынужденное бездействие для человеческого организма вредно, то
чрезмерная физическая активность полезна? Факты утверждают это
со всей очевидностью. Более чем двадцатилетние исследования подтвердили,
что усиленная физическая активность оказывает благотворное влияние
на сердце, кровообращение, легкие, вес, мышечный тонус, стул,
кровяное давление, уровень сахара и жиров в крови, выносливость,
самочувствие.
Однако, можно задать следующий вопрос: если программированная
активность хороша для взрослых, то можно ли утверждать то же самое
и в отношении детей? И вновь ответ будет звучать: "ДА" - все,
что истинно для взрослых, оказывается истинным и для физически
активных детей. Но самое важное заключено в благоприятных последствиях,
которые правильно составленная программа физической активности
оказывает на развитие нервной системы детей.
В этой уникальной книге авторы представляют свою интригующую
и выглядящую вполне научной концепцию физиологии мозга и его функционирования,
ясно и последовательно объясняя - как и насколько основательно
программа физической активности вашего ребенка может повлиять
на развитие и нейрологию его мозга. Авторы показывают также, как
последствия этих процессов стимулируют интеллектуальный и социальный
рост ребенка, не говоря уже о его физическом развитии. Однако,
не довольствуясь одними теоретическими объяснениями, они дают
точные, последовательные, общедоступные рекомендации для достижения
этих целей вашим ребенком.
Как и большинство профессионалов, выполняющих свою работу наилучшим
образом, авторы делают так, что все это выглядит очень простым.
Фактически, величайший подарок, который они преподносят своим
читателям и их детям, это результат более чем сорокалетних исследований,
посвященных изучению развития нормальных и травмированных человеческих
существ. Бесподобное понимание мобильности и детского развития
вытекает из интенсивного поиска ответов на вопросы, которые задавались
авторам более чем в 100 странах и на всех континентах, включая
и Антарктику. Они неоднократно пересекали земной шар по экватору,
посещая то племя ксингу (xingu) (Бразилия, Мату Гроссу),
то племя бушменов (пустыня Калахари).
Находясь в состоянии постоянного поиска, они глубоко проникли
в прошлое, изучая двигательные паттерны, которыми обладали древние
земные существа, и в будущее - при изучении влияния невесомости
на человеческие мобильность и развитие.
На протяжении всей этой книги, как, впрочем, и всех своих предыдущих
книг, авторы постоянно подчеркивают следующие тезисы:
Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию
и этот рост фактически завершается к шести годам.
Маленькие дети намного способнее к обучению, чем кто бы то ни
было.
Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком
для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые,
особенно папа с мамой.
Самыми лучшими учителями являются родители.
Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами,
если только это знание истинно и основано на фактах.
В каком-то смысле даже странно, что эта книга "Как сделать вашего
ребенка физически совершенным", столь задержалась с выходом, тем
более что главный автор - Гленн Доман и сотрудники его института
приобрели всемирную известность именно благодаря своей работе
с детьми, имеющими мозговые травмы. Эти парализованные дети постепенно
начали двигаться, затем ползать, потом карабкаться и, наконец,
ходить и бегать - причем точно так же, как это делают здоровые
новорожденные.
Точно так же авторы учат родителей здоровых детей вести их той
же дорогой от самого рождения до физического совершенства.
Может быть, самым важным моментом, который так четко прояснили
авторы данной книги, является то, что прохождение этих стадий
на пути к физическому совершенству было случайным.
Но теперь имеется возможность проходить их закономерно, причем
не кое-как, а в их естественном порядке. Благодаря этому дети
смогут достичь физического совершенства, что представит им самые
широкие возможности для желаемого развития в юности, да и на протяжении
всей жизни.
Не менее важно и то обстоятельство, что развитие детей на пути
к физическому совершенству - это процесс, который не просто может
быть радостью, как для детей, так и для родителей, но должен быть
таковым ради достижения успеха.
Когда авторы, которых я знаю уже почти десять лет,
попросили меня написать предисловие к этой необходимой книге,
я почувствовал себя польщенным.
И я понял, что имею право написать это предисловие по той простой
причине, что видел своими глазами как когда-то парализованные
дети делали стойку на руках и другие гимнастические упражнения.
Авторы приобрели уникальный опыт и добились удивительных успехов
в той области знания, которую сами назвали "развитием детского
мозга".
Эта новая дисциплина не просто содействовала углублению знаний
в области человеческого развития, но создала новое направление,
благодаря которому ныне становится возможным понять и изменить
определенные человеческие кондиции.
| Ральф Пеллигра,
доктор медицины
(космическая медицина)
|
|