7. Как догонять сверстников из Филадельфии
Сравнивая достижения вашего ребенка с таблицей в предыдущей главе, вы можете примерно представить, существует ли отставание от потенциальных возможностей ребенка и насколько оно велико. Компенсировать его в первые шесть лет жизни не только возможно, но и не слишком сложно, если продуманно, последовательно и постоянно заниматься, тогда как в дальнейшем это опережение в спортивных шансах компенсировать невозможно никакой работоспособностью. Помните, что чем быстрее ребенок совершенствуется физически, тем интенсивнее развивается его мозг, и дополнительным резервом для усовершенствования движений является рост интеллекта ребенка. Чемпионы будущих лет - это, прежде всего, большие умницы.
Конечно, на каждом этапе, наверстывая упущенное, вам придется ставить перед собой разные задачи - в зависимости от цели каждой стадии, от того, что ребенок уже умеет и какого он возраста. Может быть, его несоответствие возможностям возраста будет непропорциональным: общая мобильность высоко развита, а мануальные навыки "отстают" или наоборот... Никому не под силу предугадать и описать все варианты, которые могут возникнуть в действительности, поэтому можно попытаться сформулировать только некие общие положения, если таковые вообще существуют.
Прежде всего, ваша деятельность должна иметь цель: составьте себе план (лучше всего письменный), выясните, что ребенок к этому моменту должен уметь, чему сейчас необходимо научиться, какие упражнения на данном этапе являются ведущими. Вернитесь к тем стадиям, которые уже пройдены, вспомните, как они выглядели.
Многие авторы пишут, что нет ничего страшного в том, что ребенок не ползал, а сразу в какой-то момент пошел. Скорее всего, это неверно. Доман придает невероятное значение ползанью. Он считает, что стоит отвергнуть этот вид подвижности - и могут возникнуть последствия, о которых мы даже не предполагаем. Существует сильнейшая взаимосвязь между способностью к ползанью и способностью фокусировать взгляд на ближайшей точке. "Ближнее" зрение, которое помогает ползать, - это то же зрение, с помощью которого мы рисуем, пишем, читаем, лепим. Доман утверждает на основе многочисленных исследований, что первобытные народы, в жилищах которых нет полов, (и их младенцы поэтому лишены безопасной возможности ползать), не имеют письменности и искусство их примитивно. Цивилизация, по его мнению, начинается с ползанья. Ручные навыки - в том числе самые сложные и изощренные - оказывается, связаны с этим младенческим занятием. Может быть, великие художники, скрипачи, хирурги были когда-то неостановимыми ползунами?..
Хотя все эти далеко идущие выводы и не связаны напрямую со спортом, важно отметить, насколько серьезное значение могут иметь самые обычные движения наших детей, которым мы порой умиляемся, над которыми можем посмеиваться или попросту не замечать. Видимо, все происходящее с ребенком в эти годы, существенно.
Итак, что делать, если вам кажется, что ваш уже подросший малыш в свое время "недоползал"? Не заставлять же его забыть о прямохождении и вернуться к передвижению на карачках? Нет, но можно придумать игры, которые подталкивают к движению на четвереньках, занятия, для которых вы поощряете ребенка ползти.
Если у вашего ребенка есть младший брат или сестра, предложите ему учить их ползать: пусть он показывает, как это делается.
Среди упражнений на "любой возраст", пожалуй, главным является хождение на руках по горизонтальной лестнице. Оно имеет колоссальное значение для развития и мануальных навыков, и дыхательной системы, и - как следствие - интеллекта. Доман подробно описывает все этапы подготовки к этому упражнению: висение новорожденного на пальцах родителей, на деревянном штыре, потом на турнике и трапеции в дверном проеме и так далее. Так вот, если ваш ребенок уже в состоянии сам пройти на руках, удерживая собственный вес, вы все равно должны начать с того этапа, когда он проходит лестницу с вашей значительной поддержкой. Таким образом, вам удастся пройти намного большие расстояния и компенсировать упущенное.
Это упражнение должно проводиться много раз в день, ребенок должен хорошо себя чувствовать, держась за деревянную рейку, испытывать удовольствие от передвижения на руках. Помочь ему полюбить это движение - важная задача, требующая кропотливой работы.
Можно сказать, что это является важным общим пожеланием: нужно обеспечить ребенку облегченное движение. Движение, которое он осваивает, должно проводиться если не в условиях невесомости, то все же как будто он ходит, ползает, лезет или бежит по Луне. Вы постепенно подводите ребенка к тому, что он выполняет движение в полную силу, до этого - множество раз с вашей поддержкой, в облегченном варианте, до закрепления. Катание на велосипеде, например, может существовать в облегченном варианте, когда к велосипеду прикреплена рукоятка, которой вы поддерживаете движение. Такое занятие укрепляет силу ног и исключительно важно для развития координации. Бег вниз под горку, ползанье с горы, ходьба на склоне - это группа облегченных движений, которые должны быть в вашем арсенале. Постарайтесь как можно больше движений совершать, объединив ваши руки в одну - то есть, вы берете руку ребенка и ею рисуете или отбиваете мяч ракеткой и т.д. Это позволяет сделать много повторов, при этом рука (вернее, мозг) запоминает правильное движение.
Еще один путь: учиться движению из более высокого этапа. Примером может быть "шагание" новорожденного. Мы используем существующий шагательный рефлекс, но совершаемые ребенком действия прочерчивают и укрепляют в мозгу необходимые связи, которые помогут в будущем научиться ходить.
Мы понимаем, что любому человеку удобнее вместо общих слов получить готовые рецепты. Часто сталкиваешься с ситуацией, когда родители чувствуют, что они запустили ребенка, готовы им заниматься, но они не знают, с чего начать аварийный работы.
Мы попробуем дать примерную схему усиления каждого из этапов.
1-я стадия. Проблема: ребенок не начинает ползать.
Горка должна быть такой крутизны, что любой ребенок вынужден начать ползать. Придерживайте его спинку, если вам кажется, что склон слишком отвесный. Можно попробовать слезание с крутых подушек на мягкий матрас, когда ребенок вынужден искать выход из неудобной позы.
2-я стадия. Проблема: ребенок не встает на четвереньки.
Укрепите горизонтальные рейки на стенке кроватки на разных уровнях. Многократно укладываете руки ребенка на эти рейки, чтобы он сам начинал подтягивать под живот ноги. Под живот и грудь подложите валик (из сложенного одеяла, например). Сократите ширину кровати, чтобы ребенок мог упираться ногами во что-нибудь, когда он будет пытаться подтянуться на руках.
Силовое обеспечение: массаж рук, сгибание-разгибание ног, висы. Несколько раз в день укладывайте ребенка на живот и приподнимайте его за руки вперед и вверх для того, чтобы тренировались мышцы спины и он пытался сам вставать на колени.
3-я стадия. Проблема: ребенок не встает в кровати.
Горизонтальные бары вдоль всей кровати на разной высоте. Много работать над силой рук. Учить браться за горизонтальную рейку, потом отпускать ее и отползать: многократные повторения этого действия. Своей рукой вы снимаете и снова накладываете руку ребенка на рейку. Можно прикрепить крепкий кожаный ремень так, чтобы он спускался со стены в кроватку. Хватаясь за него, ребенок сможет вставать.
Желание вставать должно быть поддержано разнообразными интересными "аттракционами", созданными на стене около кровати: радио, которое он может сам включать, колокольчики, зеркало, гитара, игрушки, погремушки, привязанные детские книжки - все, что вы сможете придумать. Распределите привлекательные предметы вокруг кроватки, чтобы ребенок передвигался по ней.
4-я стадия. Проблема: ребенок встает в кровати, начал ходить вдоль бортиков, но самостоятельно не ходит.
Должна быть обеспечена максимальная возможность ползать по квартире и ходить в кровати. Мы использовали круглую палку, которая лежит на бортиках поперек кровати и свободно двигается: ездит вдоль бортов. Ребенок ходит за этой осью, держась за нее, висит на ней, когда ось уезжает вперед.
С того момента, когда ребенок встал и начал делать первые шаги в кровати, можно использовать ходунок, который активно включает ребенка в жизнь, делая его полноценным членом семьи и стимулируя желание двигаться.
Для того чтобы помочь сделать первые самостоятельные шаги, хорошо сузить ширину кровати дополнительной деревянной рейкой. Отталкиваясь от нее, ребенок сможет сделать только одно крошечное движение, чтобы достичь противоположного "берега". Постепенно по капле это расстояние нужно увеличивать.
Силовое обеспечение: много висеть на руках.
Очень важно обеспечить безопасность падений в кровати (страх удариться тормозит активность). Обмотайте все основные рейки, углы страховочными подушечками, толстыми мягкими жгутами, чтобы борта выглядели, как деревья на трассе мотокросса. На голову можно надевать мягкий обруч, смягчающий удары лбом.
Не забудьте использовать возможность ходьбы по пляжу, где падать совсем не больно. Хорошо на это время переехать в Бразилию, где очень хороший песок на пляжах.
5-я стадия. Проблема: ребенок начал ходить, но он не бегает.
Много ходить по пересеченной местности, по снегу, на песке. На этом этапе нужно ввести ролики, пусть намного большего размера, в которые он будет влезать в ботинках. Можно попробовать надевать эти ролики, когда ребенок в ходунке или внутри стула, к ножкам которого приделаны колесики (сидение снято). Это необходимо, чтобы подстраховать падения. Лучше, чтобы ребенок на роликах не падал очень долгое время.
Дома должна обязательно быть установлена горизонтально (а еще лучше под небольшим углом) лестница, которую ребенок несколько раз в день проходит на руках. Вы поддерживаете его, приучая двигаться, перебирая руками.
Лучше всего перестать пользоваться лифтом и коляской, а часто и автобусом. Постепенно проходить все большие расстояния, бегать вместе с ребенком.
|