6. Где мы находимся
Легко можно себе представить, что сейчас вашему ребенку уже не месяц и даже не год. Вы захотели с ним активно заниматься, несмотря на то, что много времени уже потеряно. Прежде всего, необходимо выяснить, какого этапа своего развития достиг ваш ребенок. Доман сопроводил свою книгу о физическом развитии детей специальной таблицей, которая до русского читателя не дошла. Таблица эта называется "контур развития". Этот контур начинается с хронологического возраста, который делится на семь стадий и дан в месяцах (до 72 месяцев, то есть, шести лет). Существуют основные показатели так называемого физического и мануального (развитие рук) интеллекта, по которым можно определить, на какой стадии находится ребенок.
Напоминаем, что каждая из ступеней означает включение следующего уровня мозга, который начинает контролировать самые сложные на сегодняшний день движения.
Стадия 1. Медулла (костный мозг). Показатели: движения рук и ног при неподвижности тела. Возраст: момент рождения.
Стадия 2. Управление принимает участок мозга, называемый понс ("мост"). Показатели: ребенок начал ползать (перемещаться в пространстве) и сознательно разжимать ладонь. По Доману, дети в среднем достигают этого уровня в 2,5 месяца. Пожалуй, это единственный показатель Домана, который нам непонятен. Нам кажется, что для Европы этот возраст "среднего ползанья" наступает гораздо позднее.
Стадия 3. Управление переходит к среднему мозгу. Ребенок встает на четвереньки и начинает сознательно поднимать предметы. Средний возраст: 7 месяцев.
Стадия 4. Участок "первоначальной коры" головного мозга. Ребенок пошел. Он овладел способностью брать мелкие предметы большим и указательным пальцами. Это действие называется "корковым противопоставлением". В среднем дети достигают этой стадии в 12 месяцев.
Стадия 5. Кора головного мозга на ранней стадии ("ранний кортекс"). Ребенок ходит, держа в руках предмет, не используя руки для балансирования. Он научился поднимать различные предметы двумя руками одновременно. Возраст: 18 месяцев.
Стадия 6. "Первобытная кора". Ходьба и бег с помощью перекрестного способа движения (левая рука и правая нога впереди, правая рука и левая нога позади; потом наоборот). Ребенок использует одновременно обе руки, причем одна из них помогает другой (какая-то рука начинает преобладать и становиться доминантной). Нормальный ребенок достигает этого в 36 месяцев.
Мы еще не описали все стадии, но в этом месте должна быть оговорка. Мы пишем книгу о ребенке до трех лет. Обычный ребенок, с которым не производятся специальные занятия, в этот момент добирается до шестой стадии. "Домановский ребенок" достиг ее еще полтора года назад.
Стадия 7. Переходим к взрослой "развитой коре". Показатели: использование одной ноги в качестве опорной, использование при письме доминантной руки. Возраст: 72 месяца (шесть лет). Это вехи пути ребенка, с которым специально ничем не занимаются. Видимо, большинство из нас выросло по этим данным.
А вот результаты, которых может добиться любой ребенок, занимающийся по системе Домана:
2-я стадия: 5 недель
3-я стадия: 3,5 месяца
4-я стадия: 6 месяцев вместо 12
5-я стадия: 9 месяцев вместо 18
6-я стадия: 18 месяцев вместо 36
7-я стадия: 36 месяцев вместо 72
Таким образом, средний результат ускоренного развития - вдвое выше обычного. Есть еще сверхспособные дети или их сверхспособные родители, которые добьются еще больших успехов. В таблице Домана есть еще рубрика "мировой рекорд" для каждой стадии, но эти феноменальные результаты относятся к области экспериментов, а мы пишем о стабильных показателях, которых добиваются сотни тысяч "домановских" детей. То, чего мы, без каких-нибудь сверхусилий, только последовательными занятиями смогли достичь сами, может быть "экспериментом" только для отдаленных сел Ирана.
"Для чего все это нужно?" - остановимся еще раз на этом материнском вопросе. Лет двести назад таким же наивно-естественным был вопрос, для чего нужно учить ребенка читать. Ведь никто в нашей деревне (городе, стране) не читает! Мы считаем, что не нужно ориентироваться на то, что делает (и чего не делает) "население". Волновать вас должно только то, что будет естественной, не тяжелой программой для вашего ребенка. Так вот, ползать с первых дней жизни для ребенка (котенка, слоненка и других млекопитающих) не является "неестественной нагрузкой". А все остальные этапы из этого вытекают.
Давая таблицу Домана, мы приводим только данные по мануальному и двигательному развитию, но есть еще таблицы для развития зрения, слуха, тактильной чувствительности и языковых навыков: они проходят те же стадии. Мы должны еще добавить, что в своей работе с ребенком мы не стремились скорее добраться до последней стадии, решив развивать оба полушария мозга, а это чуть задерживает развитие.
|