На главную страницу
Публикации
Раннее развитие детей
Предисловие и содержание книги Е. Тропп, М. Федотова, Е. Даниловой "Олимпийский чемпион в первые три года жизни"
15. Развитие ума в первые месяцы и в первые годы жизни

Чтобы определить суть этой главы, мы даем классический пример Института Развития Человеческого Потенциала, когда парализованного ребенка с поврежденным мозгом в три года стали учить читать, (и по его глазам видно было, что он понимает, что от него требуется), и эта напряженная стимуляция зрения и интеллекта привела к тому, что ребенок шевельнулся, пополз, а потом и поднялся на ноги и стал ходить... Вот крайняя ситуация - стеночка, от которой мы можем отталкиваться.

Мы в своей работе руководствуемся соображением, что развитие ума влияет на физическую активность. Доказать это трудно, но раз это верно для больных (подтверждено всем опытом работы института Домана), то справедливо и для здоровых.

Понятно, что движение развивает интеллект, и ребенок, который ползает по квартире с четырех месяцев и сам ходит с семи, несравненно более развит умственно, чем ребенок, который пошел в тринадцать месяцев. У первого просто другой "жизненный опыт", он уже несколько месяцев самостоятельно принимал решения и выходил из трудных ситуаций.

Но возможна и обратная зависимость: ребенок с более развитым интеллектом (учитывайте всю совокупность этого понятия), более развитыми органами чувств, более активным мозгом, - он же потенциально намного мощнее и подвижнее других детей. И, кроме того, такого ребенка намного легче учить. Он быстрее понимает суть заданий, которые ему дают, сознательно пытается повторить движения, которые ему показывают или объясняют, и значит и по этой причине начинает уходить все дальше и дальше вперед от своих сверстников.

Люди тешат себя иллюзией, что ребенок, развитием которого не занимаются, "в свое время" догонит. Если "лидерами" перестать заниматься, то, может, отстающие и сравняются с ними, но иначе упущенное время компенсировать невозможно. Один из владельцев фирмы "Сони" Масару Ибука (в России переведена его книга "После трех уже поздно" ) руководит японским обществом "Одаренные дети". Он приводит случаи, когда младшие братья в семье начинали заниматься тем же видом спорта в более раннем возрасте, по сравнению со старшими, и всю жизнь потом чувствовалась разница в уровне.

Эта глава - на самом деле, прокламация тезиса: любая стимуляция мозга в период его активного роста дает усиление двигательных функций. Подтверждающие этот тезис данные еще должны быть собраны, а мы предлагаем нашим читателям, занимаясь с детьми, помнить о взаимосвязи всех мозговых процессов.


Найти: на


Используются технологии uCoz