На главную страницу
Публикации
Раннее развитие детей
Глен Доман
Предисловие и содержание к книге Глена Домана "Гармоничное развитие ребёнка"
Глава 11 - О мотивации и тестировании


Одним из самых распространенных вопросов, которые мы задаем, является вопрос "Как я могу мотивировать своего ребенка?"

Это - два наших самых любимых вопроса. Нет, мы не ошиблись, поскольку в одном этом предложении действительно содержатся два вопроса. Первый из них касается прекрасной вещи, называемой "стимулированием", второй - диаметрально противоположной вещи, называемой "тестированием".

Давайте вернемся в Мацумото и посмотрим - как с этой проблемой справляется профессор Сузуки.

Прежде всего, как он ухитрился отобрать 100'000 прекрасных маленьких скрипачей, каждому из которых исполнилось всего два года?

Ответ очень прост - никак. Он их вообще не отбирал. Этих детей выбрали сами матери, которые сказали себе: "Я хочу, чтобы мои ребенок научился играть на скрипке". Но тут же возникает второй вопрос: "Как заставить двухлетнего малыша играть на скрипке?" Ответ не менее прост: никто не может заставить двухлетнего малыша делать что бы то ни было.

Даже те из нас, кто очень любит детей, или этого просто не знают, или забывают об этом.

Однажды я наблюдал, как наши матери пытаются заставить своих детей делать что-то такое, чего тем совсем не хотелось делать. Покидая наш Институт, они говорили детям: "Скажи "до свидания" дяде Доману". Ответом было долгое молчание. "Ну же, скажи "до свидания" дяде Доману". Результат тот же.

Мне это начинало действовать на нервы, да и матери чувствовали себя неловко. Они уже понимали, что ничего не получается, но, тем не менее, считали себя обязанными попытаться снова и уже сквозь зубы требовали: "Я кому говорю: скажи "до свидания" дяде Доману!"

И вновь молчание. Напряжение достигало предела. В этой ситуации дети вели себя так, словно все происходящее их просто не касается, они как бы переключались на другое состояние.

У всех детей в головах есть своеобразное устройство, напоминающее переключатель телевизионных каналов. Они задействуют его в тот момент, когда в голосах взрослых появляются жалобные или требовательные нотки. И что им потом все наши уговоры - они уже переключились на другой канал! Дело даже не в том, что "в одно ухо влетает, из другого вылетает". Им ничто не "влетает" вообще!

Один замечательный отец шестидесяти лет от роду говорил, что невозможно заставить ребенка заниматься тем, что ему не нравится. Поэтому мы должны учить его лишь тому, что доставляет ему удовольствие. Но это не означает игру. Дети не хотят играть, они хотят познавать.

Так чем же занимаются в Мацумото? Они делали и делают то же самое, что и мы, то есть устраивают все так, чтобы ребенок чувствовал себя победителем. Как это происходит?

Когда появляется новая мать со своим ребенком, их тепло приветствуют все "старые" матери и их дети. Затем эти дети играют на скрипках.

А теперь скажите - можете ли вы представить себе двухлетнего ребенка, который бы наблюдал за своими сверстниками, держащими что-то в руках, и который бы не сказал: "Я тоже хочу это"? Когда ребенок произносит эту фразу, а обычно это случается через несколько дней, то это значит, что он готов к своему первому уроку.

Если бы все родители и школьные учителя смогли побывать на этом первом уроке, то мир сразу бы перевернулся.

Представьте себе такую сцену: родители с детьми сидят и аудитории, а новый малыш получает свой первый урок. На маленьком столе лежит маленькая скрипка и маленький смычок. Ребенок спускается по проходу к этой скрипке, которую он так хотел. Подойдя к столу, он берет в одну руку скрипку, а в другую - смычок. Затем поворачивается лицом к аудитории и кланяется. Все дружно аплодируют и на этом его первый урок заканчивается.

Представляете, что он при этом про себя думает'' "И это был первый урок? А как скоро будет второй? Я так поразил их здесь в Мацумото, подождем, что будет у нас в Шебойгене".

Если вы не верите в то, что этот малыш думал нечто подобное, то будете приятно удивлены, когда начнете учить собственного ребенка.

Сузуки и его великолепные учителя делали то же самое, что и мы, - т. е. устраивали все так, чтобы ребенок чувствовал себя победителем. Школьная система делает прямо противоположное. В ней он чувствует себя потерянным и проигравшим. Это и называется тестированием. Подробнее мы поговорим об этом позже.

В школах уверяют, что цель тестирования - выявить уровень знаний ребенка. На самом же деле тестами стремятся выявить то, чего он не знает.

Все дети любят познавать и ненавидят, когда их проверяют. В этом отношении они похожи на взрослых. Мы любим себя проверять - но в частном порядке, когда этого никто не видит. То же самое относится и к детям,

Представьте себе, что вы отвечаете на тест из ста вопросов и ошиблись только в одном. И вот уже перед глазами маячит написанное красным фломастером замечание учителя: "Не будь глупцом! Ответ неверен!" Школьная система устроена так, что ребенок чувствует себя проигравшим, и потому он зачастую печален.

Но тут я слышу протестующие голоса учителей: "Но в результате тестирования мы можем обнаружить пробелы в знаниях ребенка, а потом их восполнить. То есть на самом-то деле мы проверяем свою работу".

Ну а как насчет того, чтобы позволить ребенку продемонстрировать свои знания? Печальная истина состоит в том, что гораздо проще обнаружить незнание ребенка и выставить ему оценку, чем тратить время и силы на то, чтобы дать ему возможность показать свои знания.

И уж, разумеется, что когда он оказывается отстающим, то не учителя высмеивают его коллеги, а ребенка - одноклассники.

Наша работа, понимаем мы это или нет, состоит в том, чтобы привить детям пожизненную любовь к познанию. А поскольку все дети рождаются с врожденной тягой к этому, нам надо, как минимум, им не мешать!

Так что же, значит, мы против школьного тестирования детей? Нет, мы за него, но только при условии, что, в случае неудачных результатов, не учитель будет критиковать ребенка, а ребенок учителя.

И мы бы дорого дали за то, чтобы посмотреть на краснеющего учителя, чьи ученики прошли тест неудачно. В этом случае наказание соответствовало бы проступку.

Вот что пишет Уинстон Черчилль по поводу тестирования и мотивации:

...Мне едва минуло двенадцать лет, когда я вступил на суровую стезю экзаменов, по которой был вынужден следовать в течение последующих семи лет. Те экзамены были для меня большим испытанием. Любимые предметы экзаменаторов никак не совпадали с моими любимыми предметами. Мне бы хотелось, чтобы меня экзаменовали по истории, поэзии и письменным сочинениям. Но экзаменаторы предпочитали латинский язык и математику. И я был вынужден подчиняться их желаниям. Более того, вопросы, которые они задавали по обоим этим предметам, неизменно оказывались именно теми вопросами, на которые я не мог дать удовлетворительного ответа. Я хотел, чтобы меня спросили о том, что я знаю, но они все время пытались спрашивать то, чего я не знал. Когда я желал блеснуть знаниями, меня пытались уличить в невежестве. В итоге подобные испытания кончались одинаково: я получал плохие оценки.
Тестирование не помогает ребенку учиться. Напротив, постоянное тестирование медленно, но верно снижает его тягу к учебе. Работа учителя состоит в том, чтобы учить, а не тестировать. Работа учеников - учиться.

Прежде чем мы покинем Мацумото и доктора Сузуки, давайте кратко резюмируем его методику.

Он делает все так, чтобы ребенок чувствовал себя победителем, причем победителем честным. Почему это так важно? Давно известно, что успех является результатом заинтересованности, а неудача - ее отсутствием.

Мы полагаем, что дело обстоит прямо противоположным образом. Успешная мотивация - заинтересованность - это результат успеха, а неудачная - равнодушие, неприятие - неудачи.

Во многих отношениях я и сам подобен ребенку. Например, некоторые вещи у меня получаются хорошо, некоторые плохо. Например, я не могу напеть мелодию, которая мне нравится, и не умею играть в теннис, но ни то, ни другое меня совсем не беспокоит. Я знаю, что упорным трудом мог бы добиться некоторого улучшения и в том, и в другом, но не делаю этого. Может быть, это ужасно, но я, как от чумы, бегу от тех вещей, которые у меня плохо получаются. С другой стороны, есть вещи, в которых я преуспеваю. В этом случае меня окружают поздравления друзей, и я делаю их снова и снова. Так же поступают и дети. Вывод очень прост. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок что-нибудь невзлюбил, говорите ему о том, как плохо у него это получается. Если же вам хочется обратного (т. е. чтобы он снова и снова делал что-то с любовью, желая показать вам, как хорошо это у него получается), то хвалите его как можно чаще.

Если вы хотите лишить его всякого желания, проверяйте его и указывайте на то, как он далек от совершенства. Если же вы хотите его заинтересовать, говорите ему, что он все делает правильно, и говорите это с энтузиазмом.

Хотя У.Черчилль и не слишком преуспел в школьных тестах, он блестяще прошел испытание жизнью. Наверняка он был величайшим гением этого столетия в искусстве мотивации. Он никогда не лгал британцам и всегда говорил им только правду. (Мы тоже никогда не лжем детям).

В самые мрачные дни второй мировой войны он говорил следующее: "Я не могу предложить вам ничего, кроме крови, пота и слез. Давайте вести себя так, чтобы даже если Британская империя просуществует еще тысячу лет, люди бы говорили: "Это был самый прекрасный час в их жизни"".

Он говорил британцам не о том, что они ничтожны, а о том, что они велики и могут стать еще величественнее.

Американский диктор Эдвард Р. Мэрроу сказал о Черчилле следующее: "Он мобилизовал английский язык и послал его в битву".

И это было почти все, что он мог сделать. Услышав о том, что они - великая нация, британцы с честью подтвердили это звание.

Говорите ребенку о том, как он великолепен и как сильно вы его любите. Делайте это почаще. И даже если это все, что вы можете для него сделать, этого будет вполне достаточно.

Найти: на


Используются технологии uCoz