На главную страницу
Публикации
Раннее развитие детей
Глен Доман
Предисловие и содержание к книге Глена Домана "Гармоничное развитие ребёнка"
Глава 10 - Что на самом деле означает коэффициент интеллекта (IQ)?


Для того, чтобы ответить на вопрос, который вынесен в заглавие, надо прежде всего разобраться в вопросе о происхождении интеллекта. Этим мы сейчас и займемся.

В течение первых шести лет жизни, которые пролетают так незаметно, развитие мозга может быть сильно заторможено, если только мы поставим своей целью добиться этого печального результата.

Все, что для этого надо - запереть ребенка в туалете и подсовывать пищу ему под дверь. В этом случае он не будет получать никакой информации в течение первых шести лет своей жизни и превратится в полного идиота. Если же вы не будете запирать его в туалете, но станете обращаться с ним, как с идиотом, результат не слишком будет отличаться от предыдущего.

Сам он способен научиться не слишком многому: устройству своей игрушки да, благодаря разговорам, которые велись вокруг него, родному языку. К тому времени, когда ему исполнится шесть лет, уровень его развития будет ниже среднего, а его IQ, соответственно, будет ниже 100 (т. е. нормы).

Если же вы будете обращаться со своим ребенком, как с самым заурядным, то он и станет самым заурядным, достигнув среднего уровня IQ, который составляет 100,

Если вы знакомы с принципами развития мозга, то станете обходиться со своим ребенком совсем иначе, организовав для него систематические занятия чтением, математикой, дадите возможность для получения энциклопедических знаний.

В этом случае ваш ребенок достигнет шестилетнего уровня развития, когда ему исполнится всего четыре года, а его IQ будет равен 150. Если же для этого вы будете руководствоваться методиками, которые изложены в данной книге, то он достигнет того же результата за три года, а его коэффициент интеллекта будет равен 200, а то и выше.

Но самое важное состоит в том, что уже в возрасте трех лет его мозг будет равен в своем развитии мозгу шестилетнего. Подробнее мы поговорим об этом важнейшем обстоятельстве в следующей главе.

Когда родители осознают это обстоятельство, то перестают сдерживаться. "Вы понимаете, что вы говорите? Вы отдаете себе отчет в том, насколько важным это является?"

Да, мы понимаем и отдаем себе отчет. Более того, мы говорим об этом уже довольно долго. Почему дети стремятся вырасти как можно быстрее? Да потому, что в каждом из них заложен своего рода психологический императив, который этого требует.

Помните, как вы буквально не могли дождаться того момента, когда станете подростком, как отчаянно вы стремились сначала к шестнадцатилетию, потом к восемнадцатилетию, а потом и к возрасту в двадцать один год?

Все дети хотят стать взрослыми прямо сейчас, это только родители против. Как часто вам приходилось слышать: "Разве не прекрасно было бы, если бы дети навсегда оставались четырехлетними?"

А вот родители детей с мозговыми травмами никогда такого не скажут. Самым страшным для них является именно то, что их ребенок так и останется на соответствующем четырем годам уровне развития. И они не поймут разговоров на тему "нельзя лишать детей детства".

Разумеется, детство - это чудесная пора жизни, тем более что каждый день приносит нечто новое, благодаря чему ребенок непрерывно развивается. Но для больных детей это как раз и недоступно.

Мы посвятили пятьдесят лет тому, чтобы решить эту проблему. И нам удалось это сделать, более того, больные дети стали развиваться быстрее здоровых. Впрочем, благодаря нашим методам и здоровые могут развиваться вдвое быстрее.

Коэффициент интеллекта позволяет следить за этим ростом - и ничего более. Если двухлетний ребенок способен справиться с заданиями для четырехлетнего, то это означает, что его IQ равен 200, то есть вдвое превышает средний уровень.

Вы можете представить себе, что бы случилось, если бы Томас Эдисон стал Томасом Эдисоном на три года раньше? То есть три года были бы добавлены не в конце жизни его, а в начале?

Я не знаю, проходил ли когда-нибудь Томас Эдисон тесты на интеллект, но в том, что этого не делал Леонардо я абсолютно уверен. Если бы Лайнус Карл Полинг прошел такое тестирование и получил бы 100 баллов, забрали бы у него обратно Нобелевскую премию? Или бы решили, что сами тесты являются ошибочными?

Главным тестом на интеллект являются решения и поступки того или иного человека. Ежедневно и ежечасно сама жизнь заставляет нас проходить это тестирование. Гений проявляет себя в том, что он делает.

Если бы когда-нибудь нашелся человек, результаты тестирования которого обнаружили бы в нем гения, но который бы так ничего и не добился, то я бы выдвинул два предположения:

  1. мир никогда о нем не слышал;
  2. тесты не определяют уровень интеллекта.
Гений проявляет себя в том, что он делает. Тестом на то, умеете ли вы плавать, является плавание. Тестом на то, умеете ли вы играть на скрипке, является сама игра. Тестом на то, умеете ли вы читать, является чтение. Тестом на то, умны ли вы, являются ваши умные поступки и решения. Тестом на вашу гениальность являются ваши гениальные творения.

Большинство высокоинтеллектуальных людей получают высокие оценки при тестировании на уровень интеллекта. Но это не означает обратного - что все, получившие высокие оценки, являются высокоинтеллектуальными людьми. Не означает это и того, что люди, не получившие высоких оценок, не обладают высоким уровнем интеллекта. Это означает лишь то, что данные тесты не отражают истинный уровень интеллекта.

Ваш интеллект отражает то, чем вы занимаетесь в этой жизни. Что бы вы предпочли - иметь ребенка, который при тестировании получил 150 баллов, но который на самом деле ничего не умеет делать, или ребенка, который в возрасте четырех лет справляется с заданиями восьмилетнего?

Единственным подлинным тестом на проверку того, что из себя представляют наши дети, является то, что они могут делать и делают. Только в этом и заключается реальное значение коэффициента интеллекта.

Найти: на


Используются технологии uCoz