Эта революция незаметно началась свыше четверти века назад. Она
была самой тихой и нежной изо всех революций, но при этом самой
важной и самой великолепной.
Цель этой революции - снабдить всех родителей знаниями, которые
позволят им воспитывать своих детей высокоинтеллектуальными, чрезвычайно
способными и яркими людьми. И тем самым создать гуманный и здоровый
мир.
"Революционеров", совершенно непохожих на тех, кого мы привыкли
подразумевать под этим словом, можно разделить на три группы.
Прежде всего, это новорожденные младенцы с их невероятным творческим
потенциалом. Во-вторых, это родители с их мечтами о том, кем могут
стать их дети. Разве кто-нибудь из них допускает мысль о том,
что эти мечты могут не осуществиться? Ну и, наконец, это сотрудники
Института развития человеческого потенциала, которые с 1940 г.
и по сей день многократно убеждались и убеждаются в невероятных
способностях детей.
Дети, родители, сотрудники - какая странная группа вызвала самую
важную революцию истории человечества! И какая удивительная это
получилась революция!
Разве кто-нибудь когда-нибудь слышал о революции, которая бы
обходилась без жертв и кровопролития, мук и страданий, ненависти
и голода, разрушений и насилия? Кто когда-либо слышал о революции
доброй и мягкой?
Однако, как и во всякой революции, здесь имелись враги. Первым
и самым непримиримым из этих врагов является Древний Миф; вторым
и самым грозным - Существующее Положение Вещей. Нет никакой необходимости
в разрушении старых традиций, однако ложные предрассудки должны
быть безжалостно отброшены. Нет необходимости в ниспровержении
прежних ценностей, кроме тех, которые к настоящему времени уже
показали свою полную несостоятельность.
Кто будет печалиться, избавляясь от невежества, некомпетентности,
несчастья или бедности?
Что другое, кроме избавления от этих древних врагов, поможет
нам создать новый мир, в котором будет намного меньше жестокости,
насилия, ненависти и, следовательно, войн и убийств?
Но какие открытия помогут привести к осуществлению мечты о таком
мире? И что удалось установить более четверти века назад?
Первое, что мы поняли, - маленьких детей можно научить читать.
Более того, как бы невероятно это ни звучало, но намного легче
научить читать годовалого ребенка, чем семилетнего школьника.
В 1964 г. мы написали пособие для матерей, которое назвали "Как
научить вашего ребенка читать". Эта книга мгновенно разошлась
и тем самым дала сигнал к началу "тихой" революции. Множество
матерей сообщили нам вскоре о той радости и тех успехах, которые
были достигнуты в процессе обучения их детей чтению.
Другие писали о том, что произошло с их детьми после того, как
они научились читать по нашей методике. Короче, многие тысячи
матерей купили нашу книгу и по ней начали учить своих детей читать.
Эта книга была издана в Великобритании и Австралии, а также переведена
на африкаанс, датский, финский, французский, немецкий, греческий,
иврит, индонезийский, итальянский, норвежский, малайский, португальский,
испанский и шведский языки.
Десятки тысяч матерей прислали нам письма с рассказами о своих
успехах в обучении детей грамоте. Вот главное из того, о чем они
сообщали с радостью и гордостью:
- дети легко научились читать;
- дети полюбили процесс учебы;
- в процессе обучения значительно возросли любовь и взаимоуважение
между родителями и детьми;
- с развитием навыков чтения росла и детская любовь к познанию,
а также развивались способности ребенка во многих других областях.
К сегодняшнему дню эта книга издана уже на восемнадцати языках,
а ее английское издание в твердой обложке купили свыше двух миллионов
матерей. И каждый день, начиная с 1964 г., нам приходят письма от
них. Это не просто письма, а торжественные гимны, песни любви и
восхваления. Матери поют их в честь огромного творческого потенциала
своих детей, который едва только начал реализовываться.
Матери рассказывают нам и о том, что нашли в нашей книге подтверждение
своей интуитивной уверенности в способностях собственного ребенка,
не говоря уже о твердой убежденности в том, что их дети должны
иметь все возможности для реализации этих способностей.
Путешествуя по всему миру, мы постоянно беседовали с матерями,
причем эти беседы проходили как в индивидуальном, так и в групповом
порядке. И в самых развитых, и в самых отсталых странах мы обращались
к ним с одной и той же просьбой:
"Если в этой аудитории есть женщина, которая уверена
в том, что ее ребенок уже достиг предела своих возможностей, пожалуйста,
поднимите руку!"
И ни разу на этот призыв никто не откликнулся!
Возможно, они просто стеснялись это сделать, и тогда, чтобы убедиться
в этом, мы несколько видоизменяли вопрос:
"Если в этой аудитории есть женщина, которая думает,
что ее ребенок пока не проявил всех своих способностей и талантов,
пусть поднимет руку".
И сразу вырастал лес рук!
Все в мире знают, что с воспитанием наших детей дело обстоит
неблагополучно, и тем не менее никто не заботится об исправлении
создавшегося положения.
Возможно, это происходит потому, что здесь, как и с погодой,
никто точно не знает, что именно надо делать.
После почти полувековой кропотливой работы с матерями и детьми,
после целой серии случайных находок мы наконец нашли то, что искали,
и поняли, что нужно делать.
К сегодняшнему дню нам уже ясно, что матери были абсолютно правы
в том, что их дети не делают тех успехов, которые они могли бы
делать. Нам стало ясно и то, что родители не ошибались, полагая,
что их дети имеют право получать от жизни гораздо больше того,
чем они сейчас получают.
Если они в чем-то и ошибались, то лишь в степени своей правоты,
порой даже не зная, насколько же они близки к истине.
Теперь у нас уже рассеялись все сомнения по поводу того, что:
дети хотят развивать свой интеллект;
дети могут развивать свой интеллект;
дети развивают свой интеллект;
дети должны развивать свой интеллект;
матерей легко научить тому, как ускорить развитие интеллекта
своих детей.
Самое важное состоит в том, что уже с 60-х годов мы начали обучать
матерей тому, как можно быстро развить интеллект их ребенка, и
они это делали. Впрочем, сейчас, десятилетия спустя, и для нас
и для них все это выглядит уже несколько в другом свете.
С начала 70-х годов и мы, и родители добились замечательных результатов.
Теперь мы уже точно знали, что можем сделать.
Все мы - прагматики, и на нас гораздо большее влияние оказывают
факты, а не теории, пусть даже наши собственные.
Кто бы только знал, чего нам стоили все эти факты, но никто из
нас не согласился бы променять свою жизнь на какую-либо другую!
Однако в нашем "деловом раю" существует одна большая проблема,
один вопрос, на который мы еще не имеем удовлетворительного ответа.
Почти каждый, с кем мы знакомились, рано или поздно задавал нам
этот вопрос, который мы и так постоянно задаем себе: "Но если
группа людей приобрела какие-то жизненно необходимые знания в
области педагогики, разве у них нет особых обязательств перед
детьми всей планеты?"
Очевидно, что ответ на этот вопрос таков: "Да, мы действительно
имеем особые обязательства перед детьми всего мира".
Мы имеем обязательство перед каждым ребенком - рассказать его
родителям о том, что знаем, а уж потом пусть они сами решают,
что им делать с полученными знаниями. В конце концов, именно от
родителей во многом зависит судьба их детей.
И мы даже готовы отстаивать право родителей следовать или не
следовать нашим указаниям. Но мы просто обязаны поведать им о
том, что узнали.
- Легко и приятно учить годовалого младенца читать.
- Легко и приятно учить годовалого младенца считать.
- Легко и приятно учить годовалого младенца иностранному языку
(а то и двум-трем).
- Легко и приятно учить двухлетнего малыша писать (но не слова,
а истории и игры).
- Легко и приятно учить новорожденного плавать (даже если вы
сами этого не умеете).
- Легко и приятно учить полуторагодовалого малыша выполнять
гимнастические упражнения (или балетные упражнения, или учить
так падать с лестницы, чтобы ничего себе не повредить),
- Легко и приятно учить полуторагодовалого малыша играть на
скрипке, пианино или на другом музыкальном инструменте.
- Легко и приятно рассказывать полуторагодовалому малышу о
птицах, цветах, деревьях, насекомых, рептилиях, морских раковинах,
млекопитающих, рыбах, а также о президентах, королях, государствах,
флагах, странах, о происхождении его собственного имени... Да
о чем угодно, о чем только вы сами захотите рассказать!
- Легко и приятно учить полуторагодовалого малыша рисовать
или раскрашивать, и вообще учить тому, что вы знаете и умеете.
Когда вы учите малыша пусть даже чему-нибудь одному из всего вышеперечисленного,
его интеллект развивается.
Когда вы учите его некоторым из этих вещей, его умственное развитие
резко ускоряется.
Когда же вы учите ребенка сразу всем этим вещам и при этом относитесь
к нему с любовью и уважением, то его способности и сообразительность
превзойдут все ваши ожидания.
Лучший подарок, который любящие родители могут преподнести своим
детям, - дать им знания и ускорить развитие их способностей.
Дети, которых учат с любовью и уважением к ним, никогда не станут
"мерзкими выродками". Да н как могут знания и умения, преподнесенные
с радостью и любовью, создать таких "выродков"? Разумеется, что
это невозможно.
Знания
ведут к добру.
Дети, которые больше других знают, - это уверенные в себе дети.
У них меньше причин хныкать и больше причин улыбаться.
Чем одаренней ребенок, тем меньше у него причин требовать помощи.
Чем способнее ребенок, тем меньше у него потребность в драках
с другими детьми. Самые же способные дети, как мы уже говорили,
предпочитают не плакать, а заниматься каким-либо делом.
Короче говоря, дети, которые по-настоящему талантливы, - это
самые замечательные дети на свете. Они буквально переполнены теми
достоинствами за которые мы и любим детей.
Хнычут, капризничают, жалуются и дерутся те, кто ничего не знает,
ничем не интересуется, ни к чему не способен.
Как видим, в мире детей все точно так же, как и в мире взрослых.
Итак, мы поняли, что обязаны рассказать родителями о результатах
своей работы. В частности, нам следовало убедить матерей в том,
что для своих детей они самые лучшие учителя в мире.
Эта книга, так же как и книги "Как научить вашего ребенка читать",
"Как научить вашего ребенка считать", да и другие издания из серии
"Тихая революция", - наш способ выполнить свои обязательства.
Главная цель "тихой революции" - дать каждому ребенку, с помощью
его родителей, шанс стать вундеркиндом.
Разумеется, самих себя мы тоже относим к числу "революционеров".
Весь штат нашего Института надеется на то, что вы и ваш ребенок
получите много удовольствия и совершите массу увлекательных открытий
в процессе применения наших знании на практике.