Что такое гений?
Динеши выглядит точно так же, как любая другая девочка-первоклассница: красивая форма, счастливая улыбка и набитый учебниками и тетрадками портфель. Но эта 5-летняя жительница Лондона настолько умна для своего возраста, что начинаешь сомневаться в ее реальности.
Она уже освоила курс математики за первый класс и приступила к программе второго года обучения. Она играет на пианино и скрипке, ее IQ равен 160, она начала говорить, когда ей едва исполнился один год, а в полтора уже знала алфавит, названия 7 дней недели и 12 месяцев года. "Динеши начала читать накануне своего второго дня рождения, а писать - сразу после него, - говорит мать девочки Рани Киргунанантхан. - Теперь она читает, как 9-летний ребенок".
Более 2000 таких одаренных детей - члены общества "Менза", куда маленьких умников принимают только в том случае, если их IQ достигает 130. По сравнению с другими детьми они кажутся очень умными. Это - вундеркинды, возможные гении в будущем, но, как говорит психолог Эксетерского университета профессор Майкл Хоуи, эти дети не обладают какими бы то ни было уникальными врожденными качествами.
Хоуи посвятил 10 лет изучению развития одаренных детей и результатом его работы станет книга "Что такое гений", которая выйдет в свет нынешней осенью. Хоуи утверждает, что, хотя сверхспособные дети выгодно отличаются от своих сверстников, их талантливость не обусловлена унаследованными на генетическом уровне свойствами - просто они более трудолюбивы, настойчивы, умеют рационально распределить свое время и еще им чуть-чуть повезло.
Даже в тех случаях, когда окружающим кажется, что тот или иной ребенок наделен особыми качествами, наблюдение за ним показывает, что он достиг высокого уровня развития в равной степени благодаря благоприятной окружающей среде и врожденным способностям.
Вольфганг Амадей Моцарт начал писать музыку в 5-летнем возрасте, с в 6-7 лет он был уже прекрасным исполнителем и так великолепно играл на клавикордах и скрипке, что ездил с концертами по всей Европе. В 14 лет Моцарт записал полную партитуру "Miserere" Аллегри, прослушав пару раз это произведение в исполнении других музыкантов. Можно ли сказать, что бог наградил его врожденной гениальностью?
Не совсем, утверждает Хоуи. Детские музыкальные сочинения Моцарта - это чаще всего аранжировка работ других композиторов, а свое первое оригинальное произведение он написал только в 21-летнем возрасте. Тот факт, что Моцарт записал "Miserere", поражает воображение среднего человека, но нужно учесть, что он прекрасно изучил построение музыкальных фраз, а произведение Аллегри основано на повторах, и это в значительной степени облегчило ему задачу.
Еще более важно то, что Моцарт с малолетнего возраста посвящал занятиям музыкой несколько часов каждый день. Его отец, Леопольд, был амбициозным преподавателем музыки и руководил занятиями сына и дочери, заставляя их заниматься более трех часов ежедневно.
Хоуи подсчитал, что к 6 годам Моцарт посвятил занятиям музыкой в общей сложности 3500 часов - подобное было неслыханно в XVIII веке и значительно превышает общепринятые нормы в наше время.
Мнение Хоуи подтверждает исследование работ 76 всемирно известных композиторов, показавшее, что все они, за исключением троих, в течение 10 лет профессионально занимались музыкой, прежде чем написали свои основные работы.
Хоуи и его коллеги проанализировали также деятельность 200 современных музыкантов, и пришли к выводу, что единственным показателем, по которому можно было предсказать уровень их игры, было время, которое они затрачивали на занятия музыкой.
На вопрос, существует ли некая неуловимая субстанция, возвышающая человека до уровня гения, Хоуи отвечает отрицательно.
Известный английский ученый XIX века Майкл Фарадей бросил школу в 13 лет и стал помощником переплетчика. Несмотря на этот не обещающий ничего выдающегося старт, он в дальнейшем открыл принцип действия электромотора, разработал сущность электролиза и изобрел динамо-машину. Был ли Фарадей, один из выдающихся людей науки, прирожденным гением? Хоуи признает, что он был замечательным человеком, но подчеркивает, что его ученичество предоставило ему необычные возможности: он получил доступ к множеству научных книг, которые не мог бы прочитать, учась в школе, и ему позволили создать маленькую лабораторию в задней комнате книжного магазина.
Хозяин Фарадея, Джордж Рибау, связался с химиком Хамфри Дэйви, и тот сделал молодого человека своим помощником. Кроме того, на Фарадея повлияло то, что он рос в семье, принадлежавшей к особому течению христианства, проповедовавшему прежде всего доброту и взаимную поддержку. Этот фон стимулировал Фарадея и поощрял его стремление добиться чего-то важного в жизни.
Когда ученые препарировали мозг Альберта Эйнштейна, они надеялись найти в нем источник его гениальности. Существовало несколько теорий:
исследователи предполагали, что кора его мозга может быть тоньше, чем у большинства людей, благодаря чему клетки, отвечающие за функцию освоения знаний, расположены у него ближе друг к другу и более компактно. Вторая версия заключалась в том, что у Эйнштейна может быть больше нейронных клеток, которые создают более благоприятное окружение для нейронов, рождающих мысль.
Однако оказалось невозможным провести основательное сравнение мозга Эйнштейна с мозгом других людей, которое позволило бы сделать определенные выводы, а теперь мнение о схожести физических отличий между мозгом очень умных и рядовых людей изменилось.
Сюзан Гринфилд, профессор фармакологии Оксфордского университета и автор книги, посвященной человеческому мозгу, говорит: "Мне кажется, что способность мозга выполнять какую-то особую работу определяется не его физическими характеристиками, а на порядок более высоким уровнем обработки мысли.
Она подчеркивает, что, хотя гены играют определенную роль, связи между клетками мозга гораздо более многочисленны и значимы. "Мы знаем, насколько пластичен мозг и как он развивается. Мы знаем, к примеру, что у скрипачей участок мозга, отвечающий за работу пальцев на левой руке, занимает большую площадь, чем у других людей, - говорит Гринфилд. - Я считаю, что в развитии способностей воспитание и опыт играют большую роль, чем определенные качества, унаследованные с генами".
В семье Юсоф из Ковентри очень хорошо знают, как создать обстановку и атмосферу, способствующие интеллектуальному развитию. Суфья Юсоф оканчивает Оксфордский университет, специализируется по математике, и в этом не было бы ничего удивительного, если бы она не стала студенткой в 13 лет. Ее 16-летняя сестра Нориаша и 12-летний брат Искандер учатся в Варвикском университете, а Зулейка немного отстала: она уже прочитала много книг, в том числе и "Гекльберри Финна", но пока неясно, будет ли она сдавать экзамены в будущем году. Зулейке 5 лет.
Все дети в семье Юсоф учились дома, а их отец оставил работу, чтобы заниматься с ними. Их учили буквам и цифрам с первых лет жизни, они рано начали читать и редко смотрят телевизор, да и то только учебные программы. Их мать Халиматон говорит: "Для того, чтобы дети хорошо развивались, у них должно быть соответствующее окружение, активное общение со старшими и ровесниками, их нужно правильно обучать и хорошо кормить - все эти факторы влияют на них в совокупности".
Хоуи утверждает, что представление о врожденных талантах на поверку не выдерживает критики, он считает, что каждый человек может добиться выдающихся результатов в той или иной области, если будет трудолюбив и настойчив. Гений, как заявил Томас Карлайл, это "прежде всего способность прилагать усилия", но Иммануил Кант ответил бы на это утверждение словом "Нонсенс". Кант считал, что гениальность - это дар, который не может быть благоприобретенным, потому он не зависит от обучения и воспитания.
Его поддерживает доктор Питер Конгдон, психолог, работающий в Центре одаренных детей в Солихалле и специализирующийся на проблемах обучения. "У человека может быть очень сильная мотивация к учебе, но если у него низкий IQ, он не добьется больших успехов".
Многие возразят на это, что, независимо от влияния среды, произведения Леонардо да Винчи и Уильяма Шекспира нельзя объяснить только трудолюбием и упорством. Другие скажут, что для того, чтобы заставить трехлетнего ребенка играть на скрипке три часа в день, как это делал Моцарт, нужно чтобы либо учитель, либо ученик был гением.
Даже Хоуи признает, что некоторые гениальные люди не вписываются в его ограниченную схему, учитывающую только влияние среды и трудолюбие. В первую очередь в качестве удивительного примера гения-самородка он приводит Джорджа Стефенсона - изобретателя парового двигателя. Стефенсон никогда не учился в школе, у него не было богатых родителей и друзей и он ничем не отличался от окружающих вплоть до зрелого возраста. По мнению Хоуи, решающую роль в развитии Стефенсона сыграла его природная восприимчивость, и он обязан своими достижениями в равной степени настойчивости и удивительному внутреннему прозрению. Без упорной работы, говорит Хоуи, один только интеллект не обеспечил бы Стефенсону его достижений.
В начале XX века Билли Сидиса называли "самым выдающимся мальчиком в США". Он выучил латинский язык в 4 года, а в 6 лет уже читал и говорил на 8 языках. Его приняли в Гарвард в 11 лет, и в том же году он сдал вступительные экзамены в Массачусетский технологический институт. В 11 лет Билли прочел свою знаменитую лекцию о четырехмерном пространстве в Гарвардском математическом клубе - одним словом, он был гением в полном смысле этого слова, пока все не пошло наперекосяк.
Родители развивали интеллект сына, но не прививали ему социальные навыки. И если Эйнштейн бывал настолько поглощен своими мыслями, что забывал надеть носки, то Сидис, уже будучи подростком, просто не умел одеваться. Он был настолько незрелым человеком в социальном и эмоциональном планах, что у него произошел душевный надлом. Сидис умер в 46-летнем возрасте, он был к этому времени бедным и глубоко несчастным, больше походил на ненормального, чем на гения, и не сделал никаких серьезных открытий.
"В жизни мы встречаем много людей с высоким IQ, у которых либо вообще нет работы, либо они выполняют обычную механическую работу, не требующую развитого интеллекта, - говорил Конгдон. - Они умны, но им не хватает мотивации, чтобы продвигаться вперед. Гений обычно возникает из сочетания этих двух качеств.
Эйнштейн подтверждал, что любопытство, настойчивость и трудолюбие были основными составляющими его натуры, которые привели его к созданию теории относительности.
Исаак Ньютон, как говорил некий его современник, убил бы себя сухой теорией, если бы не имел возможности "расслабляться" при проведении опытов. Когда Ньютон предпринял первые попытки разобраться в геометрии Декарта, он прочитывал 2-3 страницы, понимал, что оказался в тупике, возвращался, перечитывал страницы, иногда продвигался немного вперед и медленно овладевал знаниями, пока не пришел, в конце концов, к пониманию закона всемирного тяготения, в чем ему помогло пресловутое яблоко, упавшее ему на голову.
Таким же упорством обладал другой научный новатор - Томас Эдисон, изобретатель фонографа и электрической лампочки Он любил повторять, что гений - это на 99% тяжкий, до пота, труд и на 1% вдохновение.
Хоуи и его последователи считают, что в появлении гения воспитание играет большую роль, чем природа. Однако эта теория не объясняет загадки того, откуда взялся у Эдисона 1% вдохновения и как он повлиял на его открытия. Никто не может пока полностью объяснить, почему у некоторых людей, подобных Эдисону, внезапно загорается в голове яркий свет электрической лампочки.
Статья из "Санди Таймс"
|