На главную страницу
Публикации
Одарённость
Леднева С.А.Детская одаренность глазами педагогов

Современное состояние общества характери­зуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития вну­треннего потенциала личности человека, сте­пени его одаренности, начиная с самого ран­него детства.

Традиционно для отечественной школьной практики уровень развития ребенка определя­ет психолог. С помощью специализирован­ных, надежных тестовых методик он оценива­ет глубинные слои психики ребенка, часто не доступные визуальному наблюдению. Но не­посредственно развитием способностей де­тей занимается педагог. Именно его взгляду доступны некоторые внешние поведенческие признаки интеллектуальных и творческих способностей детей. Это обстоятельство го­ворит о том, что педагог также отслеживает изменения, происходящие в психическом раз­витии детей, с которыми работает.

Мы решили выяснить, насколько объек­тивно педагоги оценивают одаренность того или иного ученика. Также целью нашего ис­следования явилось изучение того, в какой степени адекватность их оценки зависит от величины педагогического стажа, времени работы с данными детьми и, наконец, от уровня развития собственных интеллектуаль­ных и творческих способностей.

В своей работе мы опирались на представ­ление о детской одаренности как некоем интеллектуальном творческом потенциале, в той или иной степени присутствующем в каждом ребенке. Теоретической и практической базой для нашего исследования стала модель диа­гностики детской одаренности А.И. Савенко­ва, а именно: положение о необходимости ин­тегрирования, вплетения диагностики в саму ткань педагогического процесса и об одной из ведущих ролей в ней педагога. С этой целью мы использовали сопоставительный анализ результатов психологического тестирования интеллектуальных, творческих способностей детей 5,5-10 лет и оценивания их педагогами различных специальностей.

Исследование проводилось на базе ГОУ № 1882, 399, 1666, НОУ «Гулливер» Моск­вы. В нем участвовало 395 детей и 56 педа­гогов — воспитателей старших и подготови­тельных групп детского сада, учителей начальной школы, воспитателей ГПД, педа­гогов-специалистов (преподавателей музы­ки, хореографии, театра, лепки, изобрази­тельного искусства).

В качестве основных методов экспери­мента использовались два комплекта диа­гностических методик, направленных на изучение интеллектуальных и творческих способностей как детей, так и педагогов.

В содержание предлагаемых педагогам шкал входили такие характеристики способ­ностей детей, как продуктивность, гибкость, оригинальность, анализ и синтез мышления, перфекционизм, внимание и память. Каждому из них давалось определение и подбира­лись примеры их проявления у детей. Педаго­гам предлагалось оценить каждую из предло­женных характеристик по пятиуровневой шкале.

Полученные результаты были следующими:

Анализируя степень объективности педа­гогов в целом, можно сказать, что и интеллек­туальные, и творческие способности детей они оценили с небольшой степенью адекват­ности. Далее мы разделили педагогов по группам: а) воспитатели; б) учителя началь­ных классов; в) преподаватели предметов ху­дожественного цикла.

Группа воспитателей оценила в равной степени неадекватно как интеллектуальные, так и творческие способности детей. Их представление о содержании интеллектуаль­ных и творческих способностей детей было довольно узким и мало дифференцирован­ным, и даже его расширение с помощью вы­деленных нами критериев привело лишь к потере объективности в их оценивании. Оценка учителей начальных классов была, напротив, достаточно объективна. Педагоги данной группы продемонстрировали близ­кую к средней степень адекватности при оценивании интеллекта и слабую степень адекватности при оценивании творческих способностей детей. Педагоги-преподаватели художественного цикла предметов были объ­ективны в процессе диагностики ими творче­ских способностей детей, но неадекватно оце­нили их интеллектуальные способности.

Насколько объективны были педагоги при оценивании каждой из выделенных нами ча­стных характеристик интеллектуальных и творческих способностей детей?

Наиболее яркой и доступной отслежива­нию составляющей творческого мышления явилась для педагогов продуктивность мыш­ления. Данный критерий не связан напрямую с творческим мышлением, поэтому многие исследователи оценивали его как второсте­пенный. Что касается основных характерис­тик креативности (таких, как гибкость и ори­гинальность), то уровень их развития у своих детей большинство педагогов оценили не­адекватно. Это объясняется, на наш взгляд, как определенной неподготовленностью пе­дагогов к их оцениванию, так и просчетами реального воспитательно-образовательного процесса в целом.

Определяя уровень интеллектуальных способностей детей, педагоги проявили боль­шую активность, адекватно оценив внимание и память. Но данные психические процессы во многом являются вспомогательными для аналитико-синтетического мышления. В свя­зи с этим их оценку также нельзя назвать до­статочно объективной.

Вероятно, в этом проявляется общая на­правленность отечественной образователь­ной системы на расширение объема знаний учащихся. Несмотря на постепенное смеще­ние ее ориентации с уровня обученности на уровень развития ученика, решение развива­ющих задач многими из педагогов по-преж­нему сводится к развитию памяти и внимания учащихся.

Последним в нашем исследовании был во­прос: как влияет на адекватность оценки пе­дагога уровень развития его собственного ин­теллекта, творческих способностей, а также величина педагогического стажа и времени работы с детьми.

Фактор собственных интеллектуальных способностей педагогов в значительной сте­пени повлиял на их оценку интеллекта детей. Группа педагогов с высоким уровнем разви­тия интеллекта достаточно адекватно оцени­ла у детей такие качества, как анализ и синтез мышления, внимание и память.

Результаты анализа творческих способно­стей педагога подтверждают мысль о необхо­димости самого пристального внимания к развитию творческого начала в личности са­мого педагога. В данном случае наиболее объективными в оценке как интеллекта, так и креативности и их частных характеристик оказались педагоги с уровнем развития твор­ческих способностей выше среднего и сред­ним. Этот фактор оказал значительное влияние на адекватную оценку оригинальности, анализа и синтеза мышления, внимания, па­мяти и перфекционизма.

Как влиял на адекватность оценки фактор величины педагогического стажа? Наиболее «зоркими» в своей оценке способностей де­тей оказались педагоги, чей педагогический стаж попадает в интервал от 4 до 10 лет. У этих учителей адекватно диагностируемыми были названы перфекционизм, внимание, па­мять, анализ и синтез мышления.

Педагоги, работающие с детьми второй-третий год, наиболее адекватно оценили ин­теллект и креативность детей (а также анализ и синтез мышления, внимание).

В итоге можно сказать, что наиболее зна­чимыми факторами в процессе диагностики детской одаренности педагогами стали уро­вень интеллектуальных и творческих способ­ностей у самого педагога, а также величина его педагогического стажа. Именно они по­влияли на адекватность оценки самого боль­шого количества компонентов интеллектуаль­ных и творческих способностей детей. Давно доказано, что воспитать творческую личность может только педагог, сам имеющий творчес­кую «жилку». В деле образования детей, в подготовке педагогических кадров еще мало внимания уделяется развитию творческого потенциала личности. Некоторым подтверж­дением этому служит тот факт, что даже сре­ди педагогов, принявших участие в экспери­менте, лишь 25% имеют уровень развития своих творческих способностей выше средне­го, тогда как высокие интеллектуальные спо­собности отмечаются у 66% учителей.

В заключение мы предлагаем читателям рекомендации по использованию выпускае­мых сейчас игровых материалов, развиваю­щих творческие и интеллектуальные способ­ности детей.

Развивающая игра «Аналогии» (для детей 6-7 лет)

Мышление по аналогии является достаточно сложным типом мышления, доступным детям, на­чиная от старшего дошкольного возраста. По умению переносить получаемые знания из одной обла­сти в другую учителя оценивают прочность усвое­ния детьми знаний. Без этого качества трудно пред­ставить себе любую творческую деятельность, направленную на создание нового на основе уже имеющихся знаний и умений.

Игровой материал «Аналогии» является эф­фективным средством развития мышления по ана­логии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Он представляет собой на­бор игровых карт, к каждой из которых необходимо подобрать недостающую карточку-пару. Принцип подбора карточек определяется типом связи двух из трех изображенных на карте предметов, напри­мер, если от девочки стрелочка ведет к платью, значит рядом с мальчиком необходимо располо­жить шорты и т.д.

Данный игровой материал можно использовать в коллективной игре. При этом каждый ребенок по­лучает несколько карт, а маленькие карточки с от­ветами сосредоточиваются в руках ведущего. Он показывает карточки, а игроки выбирают те из них, которые подходят к изображенным на их картах. Таким образом, с помощью этого игрового матери­ала развиваются не только мышление, но и зри­тельное внимание.

Комплект геометрических фигур «Головоломка Пифагора» (для детей 6-8 лет)

Для того чтобы узнать предмет, маленькому ре­бенку необходимо предъявить часть естественного, натурального его изображения. А ребенок более старшего возраста способен самостоятельно созда­вать довольно абстрактную, лишь отдаленно напо­минающую по общим или отдельным чертам пред­метную конструкцию. На основе этой особенности создается большое количество геометрических конструкторов, один из которых мы и представля­ем вашему вниманию.

Это комплект геометрических фигур, который получается в результате деления одной из них на равные части различной формы. В данному слу­чае — это квадрат. Сущность игры заключается в создании на плоскости силуэтов предметов или животных сначала по образцу, а затем и по замыс­лу, и по представлению. Целая серия данных конст­рукторов имеет определенную степень сложности.

Каждая простая игра является ступенькой к более сложной, позволяющей создавать еще более абст­рактные изображения.

Игры оказывают развивающее влияние прежде всего на объемно-пространственное мышление, комбинаторные и творческие способности, а также на воссоздающее воображение. Не менее важны усидчивость и навыки планирования деятельности и предвосхищение ее результата, также развиваю­щееся у ребенка. Конструктор является также пре­красным способом организации совместного досу­га ребенка, способным доставить вам и вашему ребенку немало приятных часов.

Настольная игра «Штурм» (для детей 6-8 лет)

Игры с перемещениями фишек по игровому по­лю — один из классических видов дидактических настольно-печатных игр. Они заслуженно пользу­ются популярностью как у родителей, так и у детей. Эта увлекательная коллективная игра способна не только заполнить досуг сразу двух детей, но и вы­полнить ряд обучающих и развивающих задач.

Игра «Штурм» совмещает в себе лучшие эле­менты шахмат и нардов. Перед участниками — игровое поле с двумя противоборствующими замка­ми и защищающими их фишками — «солдатами». Задача играющих: переставляя фишки с помощью цифр, выпадающих на кубике, войти в ворота зам­ка противника. Принцип шахмат реализуется в том, что при встрече с фишкой соперника игрок может занять ее место, т.е. сбить ее.

Большие возможности в использовании того количества шагов, которое выпадет на кубике, сво­бода передвижения по игровому полю стимулиру­ют развитие у ребенка мышления и стратегических навыков (так называемого аппарата предвидения и умения планировать свои действия). Коллективный характер игры заставляет проявлять выдержку, со­средоточенность и внимание.

Но большой элемент случайности, присутст­вующий в игре в виде бросания кубика, на наш взгляд, многие вышеуказанные достоинства игры сводит на нет. Целесообразней было бы сделать фиксированное количество шагов для каждого игрока, делающего ходы в определенной очеред­ности. Тогда ему действительно приходилось бы просчитывать вперед свои ходы и ходы со­перника.

[1] Комплект методик для психологического обследования составили тесты «Матрицы Равена» (цвет­ной и черно-белый вариант), «Краткий тест творческого мышления» (фигурная форма) П. Торранса, тест Бурдона и тест-модификация метода Пьерона-Рузера для изучения объема и концентрации внимания, тест «Пиктограммы».

В комплект методик для педагогического оценивания вошли «Шкала для оценки уровня познава­тельного развития детей», «Шкала для определения особенностей личного плана развития детей» (моди­фикация опросных листов Л.И. Савенкова).

Источник: Леднева С.А.Детская одаренность глазами педагогов// Новая школа, 2003 № 1. – с. 80 - 83

Найти: на


Используются технологии uCoz