Глава 8. География
География, как и история, относится к основным отраслям знаний, поскольку
она базируется на очень важной для понимания ребенка категории пространства.
Кроме того, благодаря этой науке ребенок увидит, что мир выходит за пределы
не только его окружения, но даже одной страны и культуры.
К сожалению, география - более абстрактная наука, чем история, здесь
нет ярких персонажей. Первая задача - заставить ребенка почувствовать пространство.
Распределение вещей в пространстве. Вы должны постоянно следить,
чтобы ребенок замечал, где находятся определенные вещи. Примерно года в
два малыш уже может визуально представить себе то, что не находится у него
перед глазами. Пусть он научится различать комнаты в квартире. Выберите
для каждой комнаты типичный предмет: ванну - для ванной комнаты, холодильник
- для кухни, кровать - для спальни, стол - для столовой, и т.д. Спросите
ребенка, где находятся эти предметы. Если он еще не говорит, пусть покажет
вам эти комнаты. Пробегитесь вместе с ним по квартире: "Где холодильник?
Ну, так где же холодильник? А-а, в кухне! Ну, конечно же, в кухне, а не
в спальне и не в ванной. Он в кухне!" Постепенно приучите его играть в
эту игру в уме.
План квартиры. На листе бумаги начертите контуры комнат
и раскрасьте каждую в свой цвет, чтобы было понятно их взаимное расположение.
Обойдите квартиру с планом и покажите малышу, что цветные пятна соответствуют
различным комнатам. Когда он научится узнавать их на плане, возьмите несколько
мелких предметов (например, ластик, пробку, фасолину, горошину и т.п.),
дайте один из них ребенку со словами: "Видишь, это ты! Поставь себя туда,
где ты находишься сейчас. Правильно, в гостиную. Где у нас гостиная на
плане? Верно!!! Вот видишь, красное пятно - гостиная, а ты - фасоль, значит,
ты кладешь фасоль на красное пятно... Вот как забавно получилось!"
Такой же прием можно применить по отношению к различным людям и предметам.
План комнаты, где находится ребенок. Нарисуйте
контуры комнаты, в которой вы с малышом находитесь (не забудьте показать
окна и двери). Положите рисунок перед ребенком, правильно сориентировав
его с тем местом, где вы сидите. Скажите, что это гостиная, где вы сейчас
играете, и объясните, что окна и двери соответствуют рисунку. Показывая
поочередно на различную мебель (и людей) в комнате, спрашивайте у ребенка,
где их нужно нарисовать на плане. Сделайте, как он говорит. Если он ошибся,
заметьте: "Ты так думаешь? Посмотри внимательно, разве диван находится
здесь, а кресло там?" Поэтому-то и надо, чтобы ваш план был очень точным.
Уменьшение предметов, когда на них смотришь издали. Обратите
внимание малыша на то, что люди, машины, деревья очень большие, когда находишься
с ними рядом. Потом поднимитесь на верхний этаж и покажите ребенку, каким
все стало маленьким! Объясните, что чем больше удаляешься от предмета,
тем меньшим он кажется. А если отойти еще дальше, можно совсем не увидеть
этот предмет - таким маленьким он станет. Однако предмет не менял своих
размеров!
Звезды. Следующий этап - знакомство со звездами. Объявите малышу
заранее, что однажды ночью вы ему покажете звезды! Выберите для этого ясную
звездную ночь и разбудите его. Подождите, пока он окончательно проснется,
напомните обещание и скажите, что великий момент наступил! Выйдите с ребенком
на улицу, пусть он посмотрит на небо. Объясните, что на самом деле каждая
звезда такая же большая, как солнце, но оттого, что она так далеко, кажется
маленькой, как лампочка; так же выглядят люди и машины, когда смотришь
на них с высокого этажа.
Астрономия. Точно так же, как динозавры помогли расширить границы
времени, иллюстрируя жизнь до появления человека
(см. главу "История"),
изучение планет должно раздвинуть пространство за пределы Земли. Найдите
хорошее изображение Солнечной системы. Объясните ребенку, что точно так
же, как дом, на плане можно изобразить все, что находится в небе вокруг
солнца.
Смотри, это Солнце, которое ты видишь в небе днем. Солнце - большой
огненный шар, поэтому оно такое горячее. Вокруг Солнца вращаются большие
шары, которые называются планетами. А вот шар совсем особый - на нем есть
животные и люди. Это наша планета, и называется она Земля! На ней мы и
живем, и она самая замечательная из всех! Ведь на других планетах нет ни
растений, ни животных, ни людей. Но планеты совершенно не похожи одна на
другую. Смотри, вот на ту, словно ожерелья, надеты кольца - ее называют
Сатурн. А вот эту ты хорошо знаешь, ведь это Луна! Но она не вращается
вокруг Солнца, как другие планеты, а вращается вокруг Земли, вокруг нас.
Поэтому ее называют спутником Земли. И, понимаешь, каждая звезда - тоже
солнце, со своими планетами. Только они так далеко от нас, что мы о них
ничего не знаем. И никто не знает, есть ли в мире другая планета, такая
же, как Земля!
Здесь уместно было бы в первый раз отправиться вместе с ребенком в планетарий.
Существование различных городов. Если дедушка и бабушка (или
хорошие знакомые) живут в другом городе, поезжайте к ним в гости. Обратите
внимание ребенка на то, что вы едете по городу, потом попадаете в сельскую
местность (больше нет домов). Путь ваш лежит через другие города, и, наконец,
вы добираетесь до "дедушкиного города, который называется Бурж". Когда
ребенок поймет, что он живет в Париже, а дедушка с бабушкой - в Бурже,
вспомните о других знакомых и расскажите, в каких городах они живут.
Географическая игра в матрешку.
Семья (папа, мама и Камилла)
живет в доме, а дома "живут" в городе, а города "живут" в стране! Страна
- это место, где люди говорят на одном языке (о многоязычных странах вы
расскажете позднее, здесь нужна простота). А страны "живут" на континенте,
окруженном водой. Все континенты "живут" на планете Земля, которая, помнишь,
я тебе показывала, вращается вокруг Солнца!
Страна ребенка. "Помнишь, мы с тобой нарисовали дом, а потом
поместили туда людей и разные предметы? Теперь я тебе покажу всю нашу страну,
которая называется Францией. И мы с тобой разместим там наши знакомые города!"
Возьмите карту Франции, контуры которой вы предварительно обвели жирной
чертой. Покажите эту карту малышу и поставьте большую точку там, где находится
ваш город. Затем точно так же отметьте города, где живут хорошо знакомые
ребенку люди (даже если он сам там не побывал). Повесьте карту на стену
его комнаты, чтобы она всегда была у него перед глазами в качестве ориентира.
Можно сделать флажки из булавок с разноцветными бумажками для обозначения
людей и играть в игру "Кто где живет?".
Континент ребенка. Когда ребенок научится ориентироваться в
своей стране, напомните ему, что страны "живут" на континенте. Пусть он
познакомится с картой вашего континента (можно сделать фотокопию из атласа,
обвести жирной чертой контуры стран, раскрасив их в разные цвета). Если
у ребенка есть знакомые, живущие в других странах континента, покажите
ему эти страны; если он знает о существовании иностранных языков, отметьте
на карте страны, где на них говорят, и т.д.
Континенты. Напомните ребенку, что континенты "живут" на Земле.
Покажите ему карты пяти (или шести) континентов. Потом возьмите глобус
или лучше большой пластмассовый надувной мяч, на который жирным фломастером
нанесите контуры каждого континента. Сравните его с картой полушарий и
объясните, что карты на самом деле не отражают действительное расположение
континентов. Так как земля круглая, концы карты полушарий должны соприкасаться.
После этого, пользуйтесь своими пособиями, повторите пройденное - от страны
к ее континенту, затем к другим континентам, ко всему земному шару и, наконец,
к Солнечной системе, с которой вы начали.
ОЧЕНЬ ВАЖНО! География в повседневной жизни. Теперь,
когда ребенок узнал о том, что можно представить какое-либо место абстрактно,
начните приучать его к этому в повседневной жизни. Повесьте на стену детской
комнаты карту вашей страны (или даже континента, если карта большая и страна
на ней показана достаточно подробно; не забудьте обвести пожирнее контуры)
и карту полушарий. Выработайте у себя привычку каждый раз, говоря о каком-либо
месте, памятнике, уехавшем человеке, показывать ребенку на карте соответствующую
точку. Отметьте ее и время от времени напоминайте название этого населенного
пункта и почему он отмечен. Попросите ваших знакомых, чтобы каждый раз,
уезжая в какую-либо поездку, они присылали вашему ребенку почтовые открытки,
и торжественно отмечайте на карте место, откуда эта открытка получена.
Все открытки аккуратно складывайте в коробочку. Так постепенно получится
целая книга иллюстраций тех географических названий, которые малыш может
найти на карте. По мере накопления открытки неплохо было бы систематизировать
по странам.
Страны света. Здесь можно выделить три этапа:
- объясните разницу между четырьмя странами света. Солнце всходит на
востоке, днем оно стоит на юге, вечером заходит на западе, но никогда не
бывает на севере;
- возьмите глобус и поставьте малыша лицом к Европе. Покажите ему,
что, как и указывает его название, Северный полюс находится на севере,
а Южный - на юге. Если двигаться налево, к Америке, то это значит - идти
на запад, а если направо, к Азии, - значит, на восток. То же самое можно
проделать с картой полушарий. Объясните ребенку, что на всех картах север
находится наверху, юг - внизу, восток - справа, а запад - слева. Можно
организовать игру с географическими картами: сначала вы спрашиваете у малыша,
где находятся страны света, а когда он научится свободно разбираться в
этом, переходите к вопросам типа: "Какая страна находится к востоку от
Франции? Как ты думаешь, Франция расположена на севере или на юге от Бельгии?";
- на картоне (40*40 см) нарисуйте черный крест и обозначьте четыре
страны света. Возьмите компас и проведите беседу примерно такого содержания:
Смотри, это очень интересный прибор, он называется компас. Видишь
маленькую синюю стрелку? Она все время ищет Северный полюс. Вот она его
и нашла! Теперь положи твой картон так, чтобы буква С (обозначение севера)
находилась там, куда указывает стрелка компаса, и встань в середину. Так
вот, теперь, если ты будешь долго-долго идти в этом направлении, к северу, ты
придешь в Бельгию! Если ты пойдешь на юг, то сможешь искупаться в Средиземном
море, а если на запад - искупаешься в Атлантическом океане, на восток -
попадешь в Германию, где немцы угостят тебя тушеной капустой (говоря все
это, показывайте ему называемые места на карте). А теперь смотри: если
никуда не ходить, твоя комната находится на западе, кухня - на севере!
Картон и компас можно брать с собой на прогулку, это детям всегда очень
нравится. Обратите внимание ребенка на то, что, когда он переходит на другое
место, ориентиры меняют направление. Когда он научится хорошо разбираться
во всем этом, прочертите на картоне по диагонали красный крест, укажите
промежуточные стороны света (С.-В., Ю.-В., Ю.-З., С.-З.)
и продолжайте игры.
Планы городов. На листе толстой бумаги начертите в крупном
масштабе план улиц вашего квартала. Большими буквами напишите их названия,
чтобы к тому времени, как ребенок начнет читать, он смог бы узнавать улицы.
Идя в школу или в магазин, ребенок должен брать план с собой и находить
по нему дорогу. Можно предложить детям самим придумать маршрут прогулки.
Они рисуют (разумеется, карандашом, чтобы можно было потом стереть) на
своем плане петлю маршрута, а потом вы вместе отправляетесь путешествовать
и просите, чтобы они показывали дорогу. Чтобы каждая улица хорошо запомнилась,
делайте попутно комментарии. Вернувшись домой, посмотрите вместе план и
помогите ребенку описать каждую улицу. Длинную прогулку неплохо совершать
в медленно едущей машине.
На этой стадии желательно начать более систематическое изучение географии,
например по такой схеме:
- страны континента или области страны;
- столицы и крупные города;
- горы;
- реки;
- моря;
- рельеф.
Ниже приводятся некоторые рекомендации, которые помогут обучить ребенка
всему этому.
Иллюстрации. Собирайте открытки различных стран. Малышу нужно
наглядно представлять себе, что стоит за всеми названиями и точками на
карте. Можно также использовать каталоги бюро путешествий (иногда!), хорошо
иллюстрированные.
Игра в складывающиеся картинки из стран и различных областей.
Нарисуйте на картоне контуры каждой страны или области, вырежьте их и раскрасьте
в разные цвета. Покажите ребенку модель, например, континента и помогите
составить карту. Пусть он назовет каждую деталь этой складывающейся картинки.
Когда малыш научится собирать карту, уберите модель и показывайте только
в том случае, если он испытывает затруднение. Разумеется, вы сами тоже
играете с ребенком, это очень веселая и занимательная игра!
Срисовывание контуров стран. Предложите ребенку срисовать форму
страны с карты (достаточно приблизительного контура). Похвалив малыша,
укажите на явные ошибки (например, отрезан полуостров Бретань), но главное,
чтобы страна была узнаваема и, чтобы соблюдались пропорции, когда изображается
несколько стран. Предложите ребенку нарисовать это по памяти. Можно научить
его сводить, например, через кальку, контуры страны. Только не надо забывать,
что тогда это будет лишь тренировка ловкости рук, а наша задача - тренировка
географической памяти!
Песенки с названиями столиц и крупных городов. Чтобы ребенок
лучше запомнил страны и их столицы, когда он уже знаком со странами континента,
надо обучить его забавной песенке и петь ее на любой известный мотив. Вот
пример такой песни для стран Европы:
В самолете мы сидим,
Всю Европу облетим,
Поглядим с тобой сейчас,
Что на западе у нас.
Вот во Франции, в Париже,
Башня всех построек выше!
А в Германии, в Берлине,
Замечательный зверинец.
Город Берн в горах Швейцарии
На реке стоит Ааре.
Люди в Бельгии, в Брюсселе,
Кружева плести умели.
А в Британии, без спора,
Лондон — самый главный город.
Дальше — в Нидерланды, там
Ветер сушит Амстердам.
Вот на запад поглядели
И на север полетели.
Датский город Копенгаген
Девочкой-русалкой славен.
В Швеции Стокгольм-столица
В воды Балтики глядится.
Город Хельсинки у финнов
Возле моря лег в низинах.
Корабли норвежцев рослых
Приплывают в город Осло.
Время быстрое бежит,
На восток наш путь лежит.
Велика страна Россия,
В ней Москва всего красивей.
Вся Румыния гордится
Бухарестом как столицей.
В Польше город величавый
Называется Варшавой.
А в Болгарии, в Софии,
Храм Премудрости — Софии.
Помнят в Чехии и в Праге
Астронома Тихо Браге.
Будапешт венгерский, знай,
В голубой глядит Дунай.
А австрийцы непременно
Слушать песни едут в Вену.
Чтобы нам закончить круг,
Направляемся на юг.
Над Италией парим,
Видим вечный город Рим.
В теплой Греции, в Афинах,
Много статуй есть старинных.
Португалец, тот влюблен
В свой портовый Лиссабон.
А в Испании — Мадрид
В центре всей страны стоит.
Напевая эту песенку, помогите ребенку сложить составную карту.
Можно еще сделать маленькую книгу, на одной странице которой будут контуры страны
с точкой, обозначающей столицу (иллюстрированную рисунком или фотографией),
а на другой — континент, где эта страна раскрашена в красный цвет.
Горы. Если ребенок побывал в горах, ему, конечно, захочется узнать,
какие еще есть горные хребты. Возьмите карту полушарий и сделайте 11 карточек
(2*5 см), на которых изобразите зигзаг. Игра состоит в том,
чтобы ставить эти горные цепи в нужные места. Вот некоторые данные,
которые могут вам помочь[?]:
Горные хребты | Вершины
|
---|
Гималаи (Непал, Китай) | Эверест (8848м)
| Памир (Таджикистан, Китай) | пик Коммунизма (7495м)
| Кордильеры Южноамериканские, Анды (Аргентина) | Аконкагуа (6959м)
| Скалистые горы (Канада, США) | Логан (6050м)
| Восточно-Африканское плоскогорье (Танзания) | Килиманджаро (5895м)
| Сьерра-Мадре (Мексика) | Попокатепетль (5452м)
| Армянское нагорье (Турция, Армения, Иран) | Арарат (5165м)
| Альпы (Франция, Швейцария, Италия) | Монблан (4807м)
| Сьерра Невада (США) | Уитаи (4418м)
| Высокий Атлас (Марокко) | Тубкаль (4165м)
| Пиренеи (Франция, Испания) | пик Ането (3404м)
|
Сначала ребенок должен научиться расставлять маленькие карточки на карте
полушарий и лишь потом можно переходить к названиям вершин.
Реки. После того как ребенок увидел реку и заинтересовался
ею, возьмите политическую карту Европы и сделайте несколько фотокопий.
На одну из них тщательно нанесите основные реки (вы сами должны решить,
какие реки нарисовать: самые длинные или короткие, но имеющие важное значение,
например, Темза, Нева). После этого предложите ребенку срисовать их на
свою карту, произнося при этом название реки и перечисляя, через какие
страны она протекает. Старайтесь, чтобы он делал это по памяти.
Вот два списка, которые могут вам помочь:
Реки Европы | Страны, по которым они протекают
|
---|
Волга (3700км) | Россия
| Дунай (2850км) | Германия, Австрия, Венгрия
| Днепр (2200км) | Украина, Белоруссия, Россия
| Дон (1970км) | Россия, Украина
| Днестр (1360км) | Украина, Молдавия
| Рейн (1320км) | Швейцария, Германия, Нидерланды
| Эльба (1165км) | Чехия, Словакия, Германия
| Висла (1062км) | Польша
| Луара (1020км) | Франция
| Тахо (1010км) | Испания, Португалия
| Эбро (928км) | Испания
| Дуэро (850км) | Испания, Португалия
| Одер (848км) | Чехия, Словакия, Польша, Германия
| Рона (812км) | Швейцария, Франция
| Сена (776км) | Франция
| По (652км) | Италия
| Гаронна (575км) | Франция
| Майн (524км) | Германия
| Неккар (370км) | Германия
| Темза (338км) | Великобритания
| Северн (338км) | Великобритания
|
Крупнейшие реки мира
|
---|
Амазонка (7025км) | Южная Америка
| Нил (6700км) | Африка
| Янцзы (5980км) | Азия
| Хуанхэ (4845км) | Азия
| Заир (Конго) (4640км) | Африка
| Лена (4270км) | Азия
| Нигер (4200км) | Африка
| Меконг (4180км) | Азия
| Маккензи (4100км) | Северная Америка
| Обь (4012км) | Азия
| Енисей (3800км) | Азия
| Река Св. Лаврентия (3800км) | Северная Америка
| Миссисипи (3780км) (вместе с Миссури - 6260км)
| Северная Америка
| Волга (3700км) | Европа
| Юкон (3280км) | Северная Америка
| Парана (3350км) | Южная Америка
| Инд (3180км) | Азия
| Сан-Франциско (3161км) | Южная Америка
| Ганг (3090км) | Азия
| Рио-Гранде (2900км) | Северная Америка
| Дунай (2850км) | Европа
| Амур (2845км) | Азия
| Евфрат (2780км) | Азия
| Замбези (2660км) | Африка
| Амударья (2620км) | Азия
| Муррей (2575км) | Австралия
| Урал (2534км) | Азия, Европа
| Колорадо (2250км) | Северная Америка
| Днепр (2200км) | Европа
| Ориноко (2160км) | Южная Америка
| Сенегал (1700км) | Африка
| Лимпопо (1600км) | Африка
| Днестр (1360км) | Европа
| Рейн (1320км) | Европа
| Луара (1020км) | Европа
| Тахо (1010км) | Европа
|
По такому же принципу может быть придумана игра с реками континентов.
Моря. Расчертите на карте мира черным карандашом примерные
линии раздела между океанами:
- Атлантический океан омывает Францию между Европой и Америкой;
- Тихий океан - самый большой океан между Азией и Америкой;
- Северный Ледовитый океан расположен вокруг Северного полюса;
- Индийский океан находится ниже южной оконечности Азии.
К этому списку можно добавить окраинные моря.
- Окраинные моря (Европа)
- Баренцево
- Норвежское
- Северное
- Окраинные моря (Азия)
- Карское
- Море Лаптевых
- Восточно-Сибирское
- Берингово
- Охотское
- Японское
- Китайское
- Филиппинское
- Окраинные моря (Америка)
- Гренландское
- Море Баффина
- Море Бофорта
- Карибское
- Саргассово
- Внутренние моря (Европа)
- Белое
- Балтийское
- Средиземное
- Азовское
- Черное
- Каспийское
- Аральское
- Внутренние моря (Азия)
- Красное
Разделите карту мира на две части: с одной стороны будут Европа, Азия,
Австралия и Африка, с другой - две Америки и Гренландия. Сделайте несколько
ксерокопий. Один экземпляр дайте ребенку и научите очерчивать моря, произнося
их названия.
Рельеф. Отыщите хорошие иллюстрации и объясните значение терминов,
относящихся к рельефу, например таких:
приток | пролив | лагуна
| пик | дюны | морена
| бухта | эстуарий | фирн
| мыс | скала | равнина
| водопад | река | плоскогорье
| ущелье | ледник | полуостров
| береговая полоса | остров | возвышенность
| трещины | перешеек | утес
| дельта | озеро | долина
|
ОЧЕНЬ ВАЖНО!!!
Чтобы все эти игры заинтересовали ребенка, нужно
подготовить много ярких, хорошо подобранных иллюстраций, с помощью которых
можно подробно рассказывать каждую историю. Для всех стран у вас должны
быть цветные фотографии, для каждого термина - забавные определения типа:
"Лагуна - это кусочек, который море потеряло при отступлении". Чтобы
лучше запомнились названия рек, надо найти для них что-то характерное,
присущее только им, например: рыбы и животные, которые там обитают, суда,
которые на них используются. Какой-нибудь яркий образ сможет зафиксировать
в памяти название реки.
Дети, конечно, не могут запомнить всего, но где-то в уголке их памяти
эти сведения отложатся. И если впоследствии они будут интересоваться данным
предметом, то гораздо легче усвоят его. Главное, у ребенка останется картина
Земли (в целом и в подробностях), связанная с образными воспоминаниями.
К сожалению, географические знания, приобретенные в школе, очень редко
отличаются такими чертами.
|