Как взрастить гения
Гений, - утверждал великий Гёте, - это 1 процент таланта и 99 процентов пота. Современные исследования говорят, что гениальность - качество врожденное, лишь в малой степени зависящее от воспитания и трудов. Как же обстоит с этим на самом деле? Корреспондент “Труда” беседует с кандидатом психологических наук Дмитрием УШАКОВЫМ, вице-президентом “Евроталанта” -комитета по образованию одаренных детей и юношества при Совете Европы.
ПЛОХОЙ ХОРОШИЙ УЧЕНИК
- Какого ребенка можно считать одаренным, Дмитрий Викторович?
-Это так же трудно определить, как объяснить, что такое высокий человек. Высоким мы называем и двухметрового гражданина, и того, у которого рост метр восемьдесят.
Жестко говоря, одаренный ребенок - это тот, который испытывает трудности из-за своих высоких способностей. Школа вообще довольно сложное место для одаренных детей. По американским данным, 30 процентов детей, исключенных из школы за плохое поведение, неуспеваемость(!) и даже глупость(!!) - одаренные дети. Потому что школа всегда рассчитана на ребенка среднего. Учитель прежде всего обращает внимание на тех, кто отстает. А того, кто давно ушел вперед, в лучшем случае просто не замечает.
- А в худшем случае его, щупленького очкарика, могут и обижать, и не признавать лишь потому, что он не такой, как все.
- Талантливый ребенок, безусловно, превосходит сверстников (а порой - и учителей) в области интеллекта, но в других сферах - психоэмоциональной, физической - может сильно отставать. Типичный пример - так называемая дисграфия - плохое письмо в возрасте 6-8 лет у одаренных детей. У них плохо развита мелкая моторика руки, им неинтересна рутинная однообразная работа. Еще одно частое проявление у таких детей - дислексия - плохое развитие речи. Кстати, многие одаренные люди страдали этим в детстве: Микеланджело, Роден и даже Черчилль, который, как известно, стал прекрасным оратором...
Но вернемся к младшей школе. Что требуется там от ребенка? Правописание, заучивание стишков, чтение на скорость. Но все это получается у него, интеллектуально одаренного, хуже, чем у обычного троечника. А то, в чем он силен - скажем, в решении сложных математических задач, - у него никто не спрашивает. И возникает замкнутый круг: ребенок старается, успехов не достигает, при этом у него планомерно отбивается желание учиться (уж в этом нашей школе нет равных!) - и он становится безнадежно отстающим.
- Некоторые исследователи говорят о том, что гениальность обусловлена наличием у человека рецессивного (дремлющего) гена шизофрении. В подтверждение приводят известные факты о Ньютоне и Канте, страдавших шизофренией, о Цезаре и Наполеоне, переживавших приступы эпилепсии. Неужели особая одаренность - некая разновидность... болезни?
- В какой-то мере да. Тема эта давно волновала умы - еще в XIX веке была опубликована работа Ломброзо “Гений и помешательство”. Будучи психиатром, автор увидел много общего в проявлениях больных и одаренных людей. Он стал исследовать биографии гениальных людей и обнаружил среди них очень высокий процент больных шизофренией и прочими психическими недугами. Тогда Ломброзо и сформулировал тезис о том, что гениальность и психическая болезнь очень близки друг другу.
НЕ РОДИСЬ КРАСИВОЙ, А РОДИСЬ... МАЛЬЧИКОМ
- В наш прагматичный век научились считать все, вплоть до интеллекта. Скажите, каков уровень интеллекта среднего человека?
-100 баллов по шкале IQ. 130 баллов и выше достигают примерно 5 процентов людей -они и считаются одаренными. Интересно, что средний коэффициент IQ у мужчин и женщин примерно одинаков. Однако одаренных людей все же больше среди мужчин. Вспомним историю наук. Много ль там великих женщин? В математике вы назовете, конечно, Софью Ковалевскую - но это еще вопрос, насколько она гениальна... Однако вы едва ли вспомните великого историка, философа, композитора - женщину.
- А в филологических дисциплинах, в языке и литературе наверняка будет больше талантливых девочек!
- Правильно. Но это лишь в школе, на уровне обыденной жизни. А вот среди поистине талантливых, гениальных литераторов больше, согласитесь, все-таки мужчин.
- Вынуждена согласиться. Но объясните, почему?
- В психологии существует такое понятие: атрибутивный стиль. Человек, достигший какого-то успеха или потерпевший неудачу, этот успех или неудачу к чему-то атрибутирует, то есть находит причину. Некоторые причину ошибки привыкли искать в себе, а другие - всегда во внешнем мире. Вот тут-то и проявляется значимая разница между мальчиками и девочками. Мальчику, который плохо занимается по математике, окружающие говорят: ты лентяй, бездельник, надо больше работать - и все получится. Когда он успевает, ему внушают: ты мальчик, ты способный, такой и должен быть. Девочке, получившей хорошую оценку, спешат сказать: ты молодец, постаралась. Если же она принесла плохую оценку, ее, чаще всего, утешат: ничего, ты девочка, может, тебе это и не надо. Почувствовали разницу?
- Иными словами, к мальчику изначально предъявляются более высокие требования?
- Да. От него могут даже не требовать, но ожидать, передавать ему определенную “картинку” себя, которая заставляет его искать причину неудач в собственной лени, а успех - в своих способностях. У девочек - наоборот.
- Поэтому женщины в большинстве своем не могут достичь поднебесных вершин?
- Отчасти. Но существуют и другие факторы, биологические. Среди мужчин, скажу вам в утешение, значительно больше как очень умных, так и очень глупых. Среди женщин разброс меньше, там более усредненный результат. При общем среднем показателе IQ женщины превосходят мужчин в области вербального (словотворческого) интеллекта, оперирования понятиями, в области понимания речи. Но, безусловно, уступают мужчинам в сфере пространственного и числового интеллекта.
“ЗУД” В МОЗГАХ
- Среди маленьких детей очень много одаренных, кажется, даже талантливых. Но не все родители это видят, осознают. Посоветуйте, как не “просмотреть” гения в собственном ребенке?
- Самый простой ответ - обратиться к специалисту, к психологу, пусть протестирует ребенка. Есть, конечно, и общие признаки, которые видны окружающим. Одаренные дети обычно активны в определенной области, часто читают энциклопедии, составляют какие-то таблицы, пишут рассказы или стихи, рисуют. Очевидно, их способности ищут выхода, у них непреодолимое стремление к получению информации, к ее переработке и осмыслению. Условно говоря, одаренный ребенок испытывает постоянный “зуд” в мозгах.
Блез Паскаль - один из самых знаменитых вундеркиндов. С детства он был больным и хилым, родители не давали ему учиться. Читать и писать он научился сам, общаясь со своими старшими сестрами. Однажды, в возрасте 11 лет, во время обеда Блез услышал, как ударили крышкой по кастрюле, раздался звук определенной длительности. Некоторое время ребенок экспериментировал с разными предметами, ударяя их друг о друга. Через несколько дней мальчик создал волновую теорию звука.
- Но вернемся от гениального Паскаля к малышу, о котором еще никто не знает, что он талантлив. Как развить его способности?
- Наши программы, направленные на развитие детей, обычно ни к чему не приводят. Развивающий эффект, как выяснилось, оказывает сам факт общения ребенка с другими людьми - с родителями, родственниками, с талантливыми педагогами, если повезет.
- Но как происходит это влияние? Ребенок берет в руки кисть, если рисует папа, садится за пианино, если музицирует мама.
- Все, что вы назвали - примеры простого копирования поведения. Это важно, но недостаточно. Влияние семьи на маленького ребенка происходит на более тонком подсознательном уровне. Помните анекдот? Один человек трясет яблоню, а яблоки не падают. К нему подходит другой и советует: “Сходи за палкой и сбей яблоко”. “Зачем ходить? Трясти надо!” - отвечает первый, продолжая свое бессмысленное занятие. Так вот, столкнувшись с какой-то проблемой, умный человек сначала подумает, отступит на шаг, выработает оптимальное решение - а не начнет “трясти дерево”, то есть прошибать стену лбом.
Для воспитания творческой личности важен не сам рисунок, который нарисовала мама, и не готовое решение сверхсложной задачи, предложенное отцом. Важен живой мыслительный процесс, который впитывает ребенок в семье или в общении с хорошим педагогом.
“МАТЕРИНСКИЙ ЭФФЕКТ”
- А как велика роль генетического фактора одаренности? Справедлив ли тезис, что на детях гениев природа отдыхает?
- Бесспорно, у высоко интеллектуальных родителей велика вероятность рождения умных детей. Общая картина такова: всегда есть стремление экстремума к середине, срабатывает генетическая тенденция к усреднению. То есть, если родители чрезвычайно умные или чрезвычайно высокие, то ребенок тоже будет умным или высоким. Но все же не таким умным и не таким высоким, как родители.
- “Все величайшее в великих - от матери, - говорил Ницше. - Отец - всегда только случайность”. Поспорим или согласимся?
- Скорее, согласимся. В психологии есть такое понятие: “материнский эффект”. В нашем институте было проведено исследование и показано, что большее влияние на интеллект ребенка оказывает тот родитель, который эмоционально ближе. Поскольку в наших семьях традиционно мать оказывается ближе всех к ребенку - и к девочке, и к мальчику - интеллект в большей степени передается от матери, чем от других членов семьи.
- Скажите, не обсуждается ли в научных кругах хотя бы теоретическая возможность активизировать работу мозга, проще говоря, “продвигать” обычного человека в направлении гениальности?
- Я думаю, существует принципиальная возможность научным путем влиять на эффективность работы мозга и повышение интеллектуальных показателей. Сейчас близится к завершению программа по расшифровке генома человека. Хотя сама по себе расшифровка генома недостаточна. Да, геном в значительной степени обеспечивает формирование конкретного человека - но как, каким образом, через какие механизмы можно на него влиять? Пока ответа нет.
Ганеева Ольга
Источник: Газета "Труд" №030 за 15.02.2001
|