Подготовка к школе
В течение учебного года очень многие родители приходят к психологам с одной и той же проблемой: у ребёнка ухудшилась память, он невнимателен, совершенно не может себя контролировать. Их настораживает упрёки учителей: " Ваш Вася на уроках как будто отсутствует! Ему ничего не интересно!" Поначалу родителям кажется, что со временем пройдёт, ребёнок привыкнет к новой обстановке, приспособится к режиму и всё пойдёт на лад. Но напряжение только растёт: домашние задания выполняются с трудом, характер всё больше портится, учителя опускают руки и молча ставят на таком ребёнке крест. Как помочь ребёнку?
Школа довольно сильно изменилась в последнее время, и многим детям невероятно трудно полностью соответствовать её требованиям. Во многих лицеях и гимназиях программа перегружена до крайности: с первого класса вводится масса дополнительных предметов - риторика, иностранный язык, история культуры… Для многих (особенно тех, кто болел) это непосильная нагрузка. И через некоторое время они начинают хронически уставать, происходит нервное истощение. Чтобы лучше понять, что они испытывают, представьте в своей квартире вы включили все лампы, которые только есть, потом ещё подключили стиральную машину, утюг, обогреватель, паяльник, словом - всё, что питается от сети. Что будет? Скорее всего, короткое замыкание и выбьет пробки. Тоже самое происходит в нервной системе ребёнка, когда мы перегружаем его. Учёба, домашняя работа, выговоры учителей, нотации дома: за пять учебных дней дети так устают, что двух выходных им не хватает, чтобы полностью "восстановится" и отдохнуть. Усталость накапливается, и через два - три месяца учёбы случается как раз то, на что жалуются учителя: снижается внимание, падает интерес к учёбе. Кроме того согласно медицинской статистике, сейчас в нашей стране с абсолютным здоровьем рождается только одна треть детей.
А если взглянуть на расписание первоклассников может показаться, что в современной школе растят исключительно интеллектуалов. Большую часть времени ребятам приходится высиживать за партой "включая" только голову. И это тогда, когда их возраст требуется физическая активность.
Ребёнок без тормозов
Когда ребёнок готовится пойти в школу, родителям всегда страшно - справится ли? Ведь школьная программа не рассчитана на слабых: марафон, в который пускается семилетка, потребует от него напряжение всех сил.
В каких случаях к школе необходимо готовится особенно внимательно?
- Если беременность и роды протекали с осложнениями;
- Если ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;
- Если ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;
- Если ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив. Если вы замечаете двигательную расторможенность.
Сегодня, к сожалению, количество детей гиперактивных, импульсивных резко возросло. 150 лет назад немецкий ученый Генрих Хоффман, обследовав подобного ребенка, заключил: болен. В своей работе он описал признаки заболевания - гинеактивность, импульсивность, неумение концентрировать внимание, доводить работу до конца, слушать. Диагноз: лёгкая дисфункция мозга. Тем не менее, родители и педагоги об этом часто не догадываются. В классе такие дети постоянно исполняют роль клоунов, но неумение сосредотачиваться быстро делает их отстающими учениками. В первый класс эти дети поступают без особых проблем. Очень важно вовремя обратить внимание на детей, если активность носит не вполне здоровый характер.
Но часто в школе учёба непросто даётся не только детям с теми или иными отклонениями, а совершенно обычным, на которых вся семья возлагает большие надежды. Именно поэтому так важно задуматься заранее - готов ли ваш ребёнок к учёбе? Сможет ли высидеть все уроки? Как построить отношение со сверстниками?
Тренировка перед школьным марафоном
Регулярные физические нагрузки - это лучшее "дисциплинирующие", и укрепляющие организм вещество. Причём лучше всего, если это будут такие виды спорта, которые требуют терпения и множественных упражнений - бег, гребля, плавание, прыжки в воду. Научившись справляться со спортивными нагрузками, ребёнку легче будет привыкнуть к учёбе.
- Старайтесь чаще гулять с ребёнком на свежем воздухе.
- Купите домашний спорткомплекс.
- Займитесь с ребёнком закаливанием и ежедневной гимнастикой.
- Постарайтесь походить вместе в спортклуб (секцию ОФП - общей физической подготовкой).
Как помочь дошкольнику
- Выбор школы.
Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником - посоветуйтесь с психологом. Возможно, ему было полезно бы полезно ещё один год посидеть дома или походить на подготовительные занятия. Или же вам нужно серьёзно подойти к выбору школы: нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.
- Самостоятельность.
Чтобы ребёнок быстрее смог адоптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.
- Коллектив.
Если ребёнок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он пообщался со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам и к большому коллективу ему будет очень тяжело.
Подготовка к школе
Не надейтесь на то, что "в школе всему научат". Занимайтесь с ребёнком до школы. Если он немного будет уметь читать, считать, рисовать, пересказывать, первые месяцы в школе не покажутся ему такими сложными. Увлекайте его развивающими играми.
- Учите ребёнка читать и считать перед школой, чтобы он не начал отставать от одноклассников с самого первого дня учёбы.
- Собирая конструкторы, разрисовывая карандашами книжки-раскраски, ребёнок тренирует руку для письма.
- Научите ребёнка подробно отвечать на вопросы, рассказывать о своих впечатлениях, сравнивать предметы и явления и делать самостоятельные выводы.
Источник: http://rudiplom.ru, Светлана Мариневич
|