"Чудо-дети": носители Божьего дара или жертвы?
Источник: Статья из ж. "Капитал", 1-7 октября 1997 г., с. 8-9.
Ольга Промптова (Россия)
В толпе первокурсников Финансовой академии, только что прослушавших лекцию по природопользованию, стояли две худенькие светловолосые девочки. На вопрос: "Это, наверно, вы - Диана и Анджела?" - девочки приветливо и открыто заулыбались, но при одном лишь слове "журналист" улыбки исчезли, и, ничего не сказав, девочки поспешили уйти. На лестнице 10-летнюю Диану и 12-летнюю Анджелу, студенток Института международных отношений Финансовой академии, ждали мама и папа, охраняющие их от прессы.
Вундеркинды, опережающие в развитии своих сверстников на несколько лет, рождались во все времена. Иногда из чудо-детей они превращались в чудо-взрослых. Александр Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет и уже в 15 окончил два отделения - словесное и юридическое. Основатель кибернетики Норберт Винер, назвавший свою автобиографию "Бывший вундеркинд", поступил в университет в 12 лет, а в 14 получил первую ученую степень. Ференц Лист начал концертировать в 9 лет, а первая его опера была поставлена, когда ему было 14. Одна из основных теорем проективной геометрии, теорема Паскаля, была высказана Блезом Паскалем в 16 лет, в его первом математическом трактате "Опыт теории конических сечений".
В наше время отношение к слову "вундеркинд" и к тем, кого так называют, стало более скептическим и ироничным. Чудо-детьми, конечно, по-прежнему восхищаются, но о них же и говорят: "Известно, откуда вундеркинды берутся, но неизвестно, куда они исчезают". Увы, большинство детей, рано проявивших какие-то дарования, действительно не добиваются столь же блестящего успеха в будущем.
"Очень трудно быть уверенным, что ребенок, блистающий необыкновенным темпом развития и быстротой сообразительности, и в будущем будет таким же необыкновенным", - говорит доктор психологических наук Натан Лейтес.
Феномен вундеркинда
Наука объясняет феномен раннего проявления необыкновенных способностей (и часто их "выравнивания" в более позднем возрасте) довольно просто: темп интеллектуального развития детей может убыстряться или замедляться на разных этапах, и не только в силу меняющихся условий (семья, окружение, воспитание). Здесь можно провести упрощенную аналогию с физическим развитием. В школе после очередных летних каникул часто оказывается, что дети, которые всегда были самыми высокими в классе, почти не выросли за лето, и их перегнали вдруг вытянувшиеся одноклассники. Также и с интеллектом: у некоторых вначалеп мозг развивается очень быстро, а потом процесс затормаживается.
По словам г-на Лейтеса, сейчас стало появляться сравнительно больше вундеркиндов "широкого профиля", делающих успехи одновременно в различных сферах, что отчасти объясняется влиянием "общего" образования. Но по-прежнему основная часть необыкновенно одаренных детей проявляют свои способности в таких областях, как музыка, математика и шахматы.
Гарри Каспаров в 12 лет выигравший чемпионат СССР среди юниоров (до 18 лет), а в 22 года ставший самым молодым чемпионом мира, объясняет это тем, что "шахматные, музыкальные и математические способности связаны с мощной, но узкоспециализированной зоной нашего мозга", которая "может каким-то образом приводиться в действие в раннем детстве и развиваться независимо от психики в целом". "В отличие от шахматных способностей литературные редко проявляются в детстве, - пишет Каспаров в своей книге "Безлимитный поединок". - Написание книг требует знания мира и жизненного опыта (хотя дет иногда проявляют поэтический дар). В силу своего абстрактного характера музыка, математика и шахматы не требуют такого опыта".
Слова бывшего шахматного вундеркинда подтверждают как профессиональные психологи, так и преподаватели, наблюдавшие за судьбой особо одаренных детей. "Все, что им положено знать, они знают и отвечают отлично", - говорит один из преподавателей Финансовой академии о сестрах Князевых. Но, добавляет он, это касается "хрестоматийных" знаний. "Дело в том, что возможности детства - это прежде всего возможности "формальные", а не содержательные: у вундеркиндов сильно выражены способности запоминать, манипулировать, комбинировать, преобразовывать, независимо от содержания предмета и понимания его", - говорит г-н Лейтес. Именно этой способности требуют шахматы, поэтому большинство великих шахматистов достигли успеха очень рано. "Формальные" таланты позволяют детям виртуозно овладеть техникой исполнения в музыке. А вот с сочинением собственных произведений сложнее: способности к этому могут проявиться рано (например, Вольвганг Амадей Моцарт начал сочинять музыку уже в 4-летнем возрасте), но по-настоящему выразить собственную индивидуальность в сочинительстве даже одаренным детям редко удается раньше подросткового возраста, когда уже накапливается какой-то жизненный опыт.
Впечатление чуда может произвести и прорыв в развитии, случающийся, когда ребенок, находясь между двумя этапами развития, соединяет характерные достоинства обоих - уходящего и наступающего. Например, для младших школьников характерна особая восприимчивость, а для подростков - настойчивость, энергия, самостоятельность. Сочетание этих возрастных качеств дает эффект, который, возможно, со временем пройдет, а возможно, окажется первым проявлением таланта.
Но каковы бы ни были предпосылки появления конкретноо вундеркинда, в гении он может вырасти, лишь если сохранит темп развития и в будущем. Предсказать же, "возрастное"это или вообще присущее этой личности, генетическое, невозможно. "Поэтому нельзя считать, что диагноз в этом возрасте - это уже и есть прогноз. Это бабушка надвое сказала, как говорится", - подчеркивает Натан Лейтес.
Судьба чудо-ребенка
"Некоторые дети бывают настолько удивительны, что трудно поверить, что они существуют, - говорит Натан Лейтес. - Но широко известно, что очень часто из таких детей, которые проявляют себя очень рано, ничего особенного потом не получается. В любой области это есть: несоответствие последующих успехов тому, что можно было ожидать".
Данила Пигилов в 12 лет закончил школу с золотой медалью, в 13 поступил в МГУ на факультет журналистики. Сейчас он работает милиционером.
Данила произвел яркое впечатление на студентов и преподавателей. В воспоминаниях знавших вундеркинда его история выглядит так. В 5 лет ему уже давали читать древнегреческую философию, труды Гегеля. Родители Данилы (мама была специалистом по одаренности детей) делали все, чтобы максимально использовать природные способности мальчика. "Родители все время от него чего-то хотели", - рассказывает преподаватель МГУ Григорий Пруцков.
Первую сессию в университете Данила сдал на "отлично". Потом стал постепенно "съезжать": нагрузка оказалась для него слишком велика. А преподаватели уже привыкли к маленькому студенту и стали относиться к нему как ко всем. Когда ему не ставили желаемую оценку, он устраивал сцену. По словам сокурсников и преподавателей, с Данилой было очень трудно общаться: он был болезненно самолюбив, "стремился показать, что умнее всех", вообще "все время был на каком-то надрыве". Сокурсники подшучивали над ним: например, как-то решили устроить принятие Данилы Пигилова в пионеры. На втором курсе с Данилой стало происходить что-то совсем странное: он вступил в общество "Память", потом перешел в один из союзов казаков. Окончив университет со средними успехами, поступил в аспирантуру. Но через некоторое время разругался с родителями, аспирантуру бросил, женился на аспирантке на 7 лет старше себя и пошел работать в милицию. В последнее время жил в общежитии.
"Я пришел к выводу, что над каждым ребенком можно провести такой эксперимент, но потом природа берет свое", - резюмирует Григорий Пруцков.
По мнению некоторых, декан журфака Ясен Засурский принял 13-летнего Данилу, "пожалев" его, поскольку сам достиг всего рано. Г-н Засурский за один год закончил 8-й, 9-й и 10-й классы и поступил в иняз. Участие родителей в этом было минимальное - в послевоенные годы были другие проблемы. В 14 лет Ясен Засурский преподавал русский язык 18-летней девушке. После иняза он поступил в аспирантуру филфака МГУ и в 21 год защитил кандидатскую диссертацию. В 27 лет он уже был замдекана факультета журналистики МГУ, а в 35 стал самым молодым деканом университета. "Я никогда себя как вундеркинда не рассматривал. Я просто любил заниматься. У меня не было учителей. Все экзамены я сдавал, подготовившись самостоятельно", - рассказывает г-н Засурский.
Декан считает, что его судьба не имеет ничего общего с судьбой Данилы. "Я не сравнивал его с собой, потому что мы заведомо были очень разные по интересам, устремлениям и тому, как мы к этому ( ранним достижениям ) пришли. Я занимался еще многими делами, которыми я не уверен, что занимался и Данила. Например, я должен был ездить на участок под Зеленоградом копать картошку. Я был включен в обычную жизнь, я был далек от такого камерного стиля жизни, какой был у Данилы".
Одаренные дети подвергаются риску социальной изоляции не только из-за особой ранимости и чувствительности большинства талантливых детей. По мнению американского психолога Холлингуорт, коэффициент интеллектуального развития 125-155 - это "социально оптимальный интеллект", имея который, дети обычно не испытывают особых трудностей в общении. IQ выше 160 уже может вызвать проблемы. В умственном отношении 6-летний ребенок с IQ 180 - почти на равных с "нормальным" 11-летним. Поэтому вундеркинды очень часто оказываются в положении отверженных: старшие, с которыми они равны по интеллекту, редко принимают их в свою компанию, ровесникам они могут показаться странными и непонятными, а игры ровесников их, в свою очередь, не интересуют.
У шахматного вундеркинда Гаты Камского осталась плохая память об отношении к нему школьных учителей: в 9-летнем возрасте он уже побеждал гроссмейстеров, а учителя, как он сказал в одном интервью, "любили указать этому знаменитому мальчику на его место. Им нравилось унижать меня".
Чрезмерная "забота" родителей о том, чтобы талант ребенка не пропал, усугубляет ситацию. Вундеркиндов иной раз лишают не только детства, но и полноценной взрослой жизни. Человек может вырасти односторонне развитым, со сложным характером и даже психопатическими чертами. Следовательно, проблемы с общением, личной жизнью и т.д. ему почти обеспечены. Тем более печальна судьба человека, которому в детстве внушают, какой он необыкновенный, и соответственно воспитывают, а потом он вдруг обнаруживает, что его возможности не столь велики. " [В таких случаях] действительно родители берут на себя грех, - говорит психолог Натан Лейтес. - Детство имеет самостоятельную ценность. Надо, чтобы ребенок пережил детство со всеми его радостями, развлечениями, отдыхом и проч. Надо относиться к вундеркиндам все-таки как к детям. Вторая половина слова тоже очень важна: хотя это и "чудо", но все-таки "ребенок", со своими детскими возможностями, и детскими ограничениями".
Родители чудо-детей
На вопрос, сами ли Диана и Анджела Князевы решили поступать в Финансовую академию, их отец Евгений отвечает, что по закону до 14 лет решения за детей принимают родители. По его словам, вся жизнь - это эксперимент и нужно сделать так, чтобы он удался. Как это сделать, лучше всего знают родители. Князевы используют собственные методики, какие - это их "ноу-хау". Во всяком случае, Евгений, специалист по защите информации, закончивший в свео время мехмат МГУ, не одобряет такую воспитательную политику, когда родители со словами: "Пусть сам решает" - предоставляют свободу выбора жизненного пути своему чаду. "И это называет воспитывать самостоятельность?" - вопрошает он. В том, что сестры 10 и 12 лет поступили в финансовую академию, нет ничего необычного, считает их отец. Это просто "закон сохранения энергии": если в развитие девочек вкладывается много энергии, должна быть соответствующая отдача.
"Сейчас многие честолюбивые родители стремятся иметь выдающегося ребенка - кому же этого не хочется? - говорит г-н Лейтес. - И вот им кажется, что путем ускоренного и искусственного развития можно достичь эффекта, позволяющего, например, рано поступить в университет. Это удается только на каких-то ступенях благодаря необыкновенной детской восприимчивости". Часто раннее развитие мешает другим видам жизнедеятельности: общению, занятиям спортом.
Такая родительская забота может оказаться оправданной: "талантам надо помогать, бездарности пробьются сами". Возможно, ребенок действительно талантлив, и родители сумели это вовремя заметить и не дали таланту зачахнуть. Биографии великих людей свидетельствуют о том, что, как правило, их в свое время кто-то "заметил" и "благословил".
Правда, "поддержка таланта" нередко принимает устрашающий вид, как, например, в случае с Гатой Камским. До сих пор 23-летний Гата, чемпион США 1991 г. (отец и сын эмигрировали в 1989 г., когда Гате было 15), не делает практически ни шагу без ведома отца. Папа Рустам сам готовит ему еду из тщательно отобранных продуктов, составляет его расписание, будит его по утрам. Интервью с шахматистом выглядит так: Гата переводит отцу все вопросы с английского на русский язык, отец говорит Гате ответ. Гата переводит его журналисту. Порсле чемпионата США один голландский журнал спросил у Гаты, все ли свое время он тратит на шахматы. "У нас не бывает дня, который бы мы потратили, ничего не делая, - ответил гроссмейстер, проконсультировавшись с отцом. - Он пообещал мне, что, если я стану чемпионом мира, у меня будут дни отдыха". Чемпионом мира Гата пока не стал. Но с тем, что сын Рустама Камского - выдающийся шахматист, никто спорить не будет: об этом свидетельствуют его спортивные результаты. Какой эффект отцовская система воспитания оказала на личность гроссмейстера - уже другой вопрос, который Гата и Рустам Камские имеют право считать слишком личным.
Прагматичные дети
Впрочем, успехи вундеркиндов нельзя связывать исключительно с настойчивостью или даже фанатизмом родителей. Иной раз дети относятся к своему таланту и всему, что способствует его развитию, не менее прагматично, чем окружающие их взрослые.
10-летняя Галя Авдонина из Нижнего Новгорода, стипендиат программы ЮНЕСКО "Новые имена планеты", победила уже на двух межрегиональных конкурсах юных композиторов. В 7 лет на фестивале "Новые имена", где она исполняла свои произведения, девочку заметил Микаэл Таривердиев, подошел к ней после выстпления и попросил еще раз сыграть, "был удивлен и дал несколько дружеских советов насчет сочинения песен", рассказывает Галя. За год обучения девочка проходит программу, на которую другим детям нужно 3 года, говорит Ольга Томина, директор Нижегородской филармонии.
С общением у Гали никаких трудностей нет, кроме одной: она не оставляет себе ни одной свободной секунды. "Она, как взрослый человек, пишет себе план на день, по часам", - говорит Галин дедушка. Расписание это заполнено не только музыкой: ходит в бассейн, ездит на велосипеде, летом купалась и ныряла с огромной высоты - "смотреть страшно было", - рассказывает он. По словам самой Гали, спортом она занимается скорее не ради удовольствия, а "чтобы поддерживать свой жизненный тонус". Музыке она уделяет не меньше 5 часов в день. Иногда больше хочется гулять, чем заниматься, но "у меня есть сила воли", говорит юный композитор.
18-летний астраханец Сергей Идиатулин решил, что дело его жизни - химия, когда ему было 6 лет: он пришел в лабораторию завода, где работала его мама, и был поражен красотой разноцветных растворов и изящными формами колб. Сергей стал с нетерпением ждать, когда в школе начнутся уроки химии. Сейчас у Сергея два изобретения, первое из которых сделано им в 16 лет. В этом году он занял 2-е место в соревновании молодых ученых Европейского союза в Милане, где он сделал доклад о своем втором изобретении - защитных покрытиях для гелиотехники, которым уже заинтересовались некоторые российские производители. "Сережу не надо заставлять, - говорит научный руководитель Сергея Евгений Кравцов. - Он очень целеустремленный, настойчивый, трудолюбивый и, разумеется, с хорошо развитыми способностями. Это человек, безумно любящий науку". Г-н Кравцов уже предложил Сергею, сейчас студенту 2-го курса Астраханского технического университета, начать писать диссертацию, чтобы защитить ее одновременно с окончанием университета. Научный руководитель считает, что Сергей "не является "чудом": "Понимаете, у меня есть ребята - действительно вундеркинды, которые по чистому интеллекту может и превосходят Сергея. Но вот такой сплав, который необходим исследователю, - вот у Сергея это выражено как ни у кого другого".
Сергей тратит 4-5 часов в день на занятия химией и чтение патентной литературы. Дома он устроил лабораторию, выписывает научные журналы, хотя семья далеко не богата. Однако лабораторией его жизнь не ограничена. "Сейчас он поставил себе цель и от многого отказался, - говорит об ученике Евгений Кравцов. - Поэтому он и добился так много. А так ему ничто человеческое не чуждо. Он может быть душой общества. Он ни в коей мере не аскет: парень как парень".
|