Развитие художественных способностей в раннем возрасте
Многих родителей часто беспокоят вопросы: «В каком возрасте ребенок способен овладеть навыками рисования в такой степени, в какой это необходимо, чтобы детский рисунок соответствовал эстетическим образцам и его содержание было понятно окружающим?», «Как и с чего начинать обучение ребенка?», «Как сделать так, чтобы обучение приносило радость?». На самом деле эти вопросы не так уж и сложны, и все – в ваших руках.
Анна Прохорова
Магистр педагогики, ст. преподаватель кафедры Теории и методики дошкольного и начального образования Московского городского педагогического университета
Почему так важна помощь родителей?
Каждый человек в детстве обладает большими возможностями для интенсивного развития творческих способностей. Игнорирование или формальный подход к решению проблемы творческих способностей в детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. К сожалению, некоторые родители думают, что только при поступлении ребенка в дошкольное учреждение начинается обучение рисованию. Конечно, в раннем возрасте процесс элементарного преобразования не может считаться творческим процессом, однако он оказывает большое влияние на дальнейшее формирование сознательного творчества, основанного на воображении ребёнка.
Дети в возрасте до трех лет обладают примерно одинаковыми способностями к рисованию. В этот период трудно выделить ребёнка особо одарённого или же совсем не способного рисовать. Но на этом этапе для взрослого очень важно помочь ребёнку раскрыть и развить свои способности.
Учёными отмечено, что ребёнок осваивает какую-либо деятельность и полноценно развивается в том случае, если родители создают ему соответствующие условия. Поэтому родителям нужно предоставить ребёнку возможность заниматься художественной деятельностью дома, при этом крайне важны внимание со стороны близких людей к действиям малыша и помощь ему.
Как помочь малышу развить способности?
От года до двух:
малыш-манипулятор
В этом возрасте ребёнок не испытывает потребности рисовать. Если в поле зрения малыша оказывается материал или взрослый даёт лист бумаги и карандаш, он начинает манипулировать ими. Интерес к материалу и манипуляции с ним - ведущий мотив зарождающейся деятельности. Поэтому маме очень важно позаботиться о том, чтобы в поле зрения малыша оказались изобразительные материалы. Чем ярче и привлекательнее они будут, тем лучше. Это могут быть цветные карандаши, фломастеры, бумага. Ребёнок быстрее их заметит, если они будут лежать на видном месте, положенные отдельно от других предметов.
Желательно, чтобы материал был достаточно прочным, так как малыш, исследуя эти вещи, не всегда использует их по назначению. Например, лучше дать фломастер с толстым стержнем, а вместо хрупких карандашей - цветные шариковые ручки. Не следует одновременно давать слишком много материала, это рассеивает внимание малыша. Он может катать, бросать карандаши, стучать ими, просовывать в какую-нибудь щель, пробовать на вкус и т.д. Бумагу он будет мять и рвать на мелкие кусочки.
Если интерес малыша иссяк, можно предложить ему материал другого свойства, цвета, величины и т.д. Надо дать возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойти навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для его здоровья). Психологи советуют взрослым научиться делать что-либо не за ребёнка, не для него, а вместе с ним, и доверять ему то, с чем он вполне может справиться сам.
Однако совсем без руководства взрослого ребёнок не сможет овладеть специфическими способами использования изобразительного материала. Они придуманы, отобраны человечеством в течение сотен лет и передаются из поколения в поколение. Взрослый передает эти действия, а ребёнок усваивает их только в совместной предметной деятельности.
Как же действовать взрослым?
Необходимо закреплять интерес ребёнка к действиям с материалом, получению яркого следа на бумаге. Для этого желательно предоставить малышу фломастеры или цветные восковые мелки и белую бумагу. Он спешит заполнить пространство листа точками, штрихами, линиями. При этом действия малыша часто проявляются в ритмических движениях. Надо дать ему возможность "изжить" желание черкать по бумаге, заполнять пространство листа. Движения с карандашом ещё хаотичны, неорганизованны, ребёнок не может контролировать их и управлять ими.
Рука ребёнка движется взад и вперёд непроизвольно, получаются повторяющиеся неотрывные штрихи. Направление и форма штриха часто определяется случайным положением руки. Это так называемый штриховой период. Движение руки организует ритм, однородные движения повторяются многократно.
К полутора годам появляются более ритмичные ломаные или прямые линии, "мотки". Дети осваивают вращательные движения, сначала - удлинённые, затем - круглые. Передвигая руку по листу, ребенок получает спирали.
Во втором полугодии второго года жизни движения совершенствуются. Отдельные линии приобретают разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги, перекрещенные линии. Неотрывное повторение однородных движений служит для получения пятна, выделяющегося на фоне листа. Это период каракуль.
Взрослым в этот период очень важно показать ребёнку, что в штрихах, точках, линиях, каракулях можно увидеть какое-то содержание, образ. Но сначала целесообразно дать ребёнку возможность самому сделать открытие, увидев в штрихах и линиях кошечку, яблочко или машинку. Возникает так называемый ассоциативный образ. Однако условием первоначального "прочтения" собственного рисунка является умение ребёнка читать изображения - картинки и рисунки взрослых. Поэтому с детьми второго года жизни очень важно рассматривать предметные картинки и соответствующие иллюстрации в книжках. Сначала ребёнок не отличает изображение от реального предмета, но постепенно он начинает понимать условности изображения (нарисованное яблоко нельзя съесть). В этом возрасте очень полезно рисовать и лепить на глазах у детей и для детей, то есть показывать, как взрослые пользуются материалом.
Распознаем образы
Если ребёнок не видит образа в своих каракулях, надо помочь ему. От взрослых требуется проявить интерес к тому, что черкает ребёнок на своём листе. Нужно вместе с ним "читать" рисунок. "Какая длинная дорожка получилась!" - удивлённо восклицает мама. Малыш не рисовал дорожку, просто черкал по листу. Однако образ, увиденный мамой, удивляет и радует малыша. Чтобы усилить интерес ребёнка к образу, можно обыграть рисунок: поставить на "дорожку" машину и покатать её, взять маленькую игрушку, например, зайчика, и показать, как он скачет по дорожке. За неимением игрушки можно использовать предметы-заместители (кусочек бумаги или ткани, мех и т.д.), напоминающие воображаемый предмет. Иногда достаточно жеста, имитирующего движение того или иного персонажа. Такое обыгрывание рисунка развивает воображение малыша. А воображение - основа любого творчества, без воображения немыслимо развитие творческих способностей.
Появление у ребёнка ассоциативного образа зависит от его впечатлений и опыта. Чем больше он видел и знает, чем ярче его впечатления, тем больше возможностей для появления ассоциативного образа. Ознакомление малыша с окружающим миром - основа образного прочтения им своих игровых картин.
Напрасно пытаться в это время найти объективное сходство каракулей с изображаемым предметом. Его чаще всего нет. Но как же малыш находит это сходство? Иногда - по форме (прямая линия означает дорожку), по цвету (красное означает яблочко или флажок, в зависимости от опыта), по массе (большое пятно означает слона), по ритму движений (малыш стучит карандашом по листку, ритм напоминает шорох дождя).
Иногда ощущение сходства вызывается траекторией движений. Рука с карандашом бесцельно скользит по листу. Это вызывает в памяти ребёнка след от самолёта или движение машины (в зависимости от того, что на ребёнка произвело впечатление и что ему запомнилось). Малыш, как правило, не осознаёт, на основе каких признаков возникло "узнавание" образа.
В результате совместного "чтения" детских каракулей и их обыгрывания ребёнок не только видит образ (например, дорожку), но, радуясь своим возможностям, хочет повторить изображение: "Нарисую ещё дорожку". Наступает очень важный момент в развитии деятельности. С этого периода ребёнок не только понимает её изобразительный характер - впервые появляется цель, поставленная им самим: "Яблочко! Яблочко! Ещё нарисую яблочко". Сказанное вслух: "Ещё нарисую…" - свидетельствует о появлении собственно изобразительной деятельности (первоначального замысла). Так заканчивается доизобразительный период в развитии детской деятельности.
От двух лет до трех:
игра с образами
В период от двух лет до трех изобразительная деятельность малыша ориентирована на предметный мир.
Открытие, сделанное ребенком, и заключающееся в том, что на листке бумаги в результате его действия может появиться образ какого-либо предмета, сильно привлекает ребёнка. Поиск содержания образа в каракулях - один из ведущих побудителей деятельности на данном этапе.
В появлении ассоциативного образа большую роль играет речь. Малыш обозначает словом каракулю, которая вызывает у него ту или иную ассоциацию. Это возможно, если при предварительном ознакомлении с предметами и явлениями взрослые называли их словами, и представления о них связано с названием, вошедшим в активный словарь малыша.
Ассоциативный образ ещё очень неустойчив, малыш одну и ту же линию, штрих, пятно может называть по-разному.
Интересно, что узнанные ребёнком в его каракулях предметы становятся своеобразными игрушками-заместителями в развёртывающихся предметах, играх на листке бумаги или с элементарными кусочками глины (лепка). Увидев в линии или кусочке глины самолёт (машину), малыш начинает гудеть как машина, двигает листочек (или кусочек глины) по столу и т.д. Увидев в штрихах водичку, звукоподражанием воспроизводит журчание воды, ритмичными движениями изображает, как она льётся ("Ш-ш-ш, слышишь, как льётся?").
Повышается уровень изобразительной деятельности. Ребёнок уже не просто называет то, что случайно получилось в его каракулях, он сам определяет содержание будущего рисунка: "Нарисую машину". То есть ребёнок сам ставит себе цель, изобразительную задачу. Рисование по замыслу появляется у дошкольников примерно к 2 годам: у одних детей чуть раньше, у других - позже.
Первоначальный замысел беден по содержанию, неотчётлив. В лучшем случае малыш представляет предмет, но не образ (графический или пластический), так как у него нет изобразительного опыта, а значит, и изобразительных представлений (представления конечного результата).
Задачи, стоящие перед взрослыми:
Продолжать знакомить малыша с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями.
Необходимо воспитывать у малыша интерес к предметам изобразительного искусства (на первом месте - иллюстрации в книжках, затем скульптура малых форм - статуэтки и художественно выполненная игрушка). Развивать у него способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений; умение эмоционально откликаться не только на содержание образа (малыш радуется: "узнал" птичку, мишку и т.д.), но и на художественную форму: яркий цвет, блестящую, гладкую поверхность глины, камня и т.д. Вам надо, чтобы он любовался, гладил ладошкой, выражал отношение в улыбке, слове.
Важно воспитывать у ребёнка интерес к собственной изобразительной деятельности, желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует, стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими людьми.
Следует помнить, что детский рисунок - это не только отражение того, что удивило или обрадовало ребёнка, но и призыв малыша к общению с ним; всячески поддерживать и развивать это стремление ребёнка.
Нужно помогать малышу осваивать доступные для него способы изображения в рисовании и лепке, знакомить со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и элементарными приёмами их использования.
Какие способы изображения доступны малышу?
Педагогами установлено, что, рисуя, ребенок 2--3 лет может изображать отдельные предметы и явления с помощью ритмичных мазков - цветовых пятен ("листочки"), штрихов карандашом, фломастером ("дождь"), линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных ("дорожки", "ленточки" и т.д.). Все это - доступные ему изобразительно-выразительные средства. Малыш может воспринимать, чувствовать и передавать яркие цвета окружающих предметов (цветочки, шарики).
Одновременно надо приучать ребёнка к правильным приёмам работы с карандашом, кистью и красками (гуашь). Техника рисования карандашом такова: малыш должен научиться брать карандаш тремя пальцами, держать его большим и средним, придерживая сверху указательным, и правильно действовать с ним. В работе с кистью важно научиться держать кисть в пальцах, а не в кулачке, выше железного наконечника; а с гуашью - набирать краску только ворсом кисти, снимая о край баночки лишнюю, промывать кисть сразу после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке. После занятий ставить её на подставку.
Малыши этого возраста любят лепить. Вместе со взрослыми они лепят пирожки из теста, снежную бабу - из снега, строят дома и дороги из мокрого песка и глины, из него же лепят зверюшек и т.д. В комочке глины они видят образ: зайку, мишку, человечка, конфету. Лепить лучше всего из влажной, хорошо промешанной глины.
Занимаясь с маленьким ребёнком лепкой, надо учить его отщипывать комочки глины разной величины, раскатывать их и расплющивать между ладонями.
Следует приучать малыша сначала вместе со взрослыми, а потом и самостоятельно убирать материал со стола и мыть руки после лепки.
Выбираем материал
Для рисования ребёнку нужно много бумаги, так как он быстро заполняет пространство листа. Можно использовать для этого недорогие обои, расстелив их на столе, прикрепив на свободной стене или разложив на полу. Малыш с удовольствием двигается и черкает на полу. Это (при некотором контроле с вашей стороны) предупредит появление рисунков на мебели и стенах.
С детьми этого возраста можно заниматься совместным рисованием не только на бумаге, но и на песке - палочкой.
Можно использовать цветные восковые мелки, они не крошатся, не мажут руки и оставляют на бумаге яркий след.
Вы можете также предложить малышу краски (гуашь). Яркие, сочные по цвету, они легко наносятся на бумагу. Это очень нравится малышам. Ребёнок "пробует" цвет, особенно в первые дни знакомства с материалом. Некоторые цвета так привлекают его, что он пробует их в прямом смысле слова - язычком.
Некоторые цвета становятся любимыми. У таких детей цвет длительное время самоценен, т.е. не используется для обозначения признака изображаемого предмета, а радует ребёнка сам по себе. Поэтому цыплята могут быть голубыми, а кошка - зелёной. Не надо доказывать малышу обратное: на этом этапе для него важен сам цвет.
Ребенку в возрасте трех лет интересен сам материал. Малыш не раз попытается залезть в краски пальцем и, более того, нарисовать пальцем на листке. Надо позволить ему сделать это. Малыш лучше чувствует предмет, исследуя его руками, и при этом действует свободнее, чем с кистью.
В настоящее время практикуется способ рисования пальчиками падающих листьев, следов зверей. Изобразительно-игровым способом ребёнок не просто показывает, как шагает маленькая кошка - пальчиком, как топает большой медведь - ладошкой, но и воображает себя этой кошкой и медведем.
Воображаемые образы возникают легко. Но не стоит долго задерживать ребёнка на таком способе рисования. Далеко не все, а лишь отдельные предметы можно изображать таким образом. Для создания рисунка малышу можно предложить губку, тампон, большие натуральные кисти.
Рекомендуемые темы для занятий
Эти темы легко придумать, если внимательно оглянуться вокруг, посмотреть, чем занят ребёнок, какие у него игрушки, что он замечает в окружающей обстановке, что взрослые делают при нём и вместе с ним.
Чтобы научить малыша нанесению ритмичных штрихов и пятен, можно рисовать с детьми, как идёт дождь, повторяя при этом звуки: "Кап, кап, кап", как тихо падает снег, рассыпается горох и т.д. Есть такие явления, которые лучше рисовать красками - так будет выразительней: снежинки, звёздочки на небе, огоньки на ёлке и в окнах, листочки на дереве, ромашки на лугу, вишни на тарелке и т.д.
Для изображения явлений (предметов) линией можно предложить детям такие темы, как дорожки, ручейки, палочки, ленты, карандаши, ниточки к шарикам, верёвочки к машинке и т.д. Тематика рисунка может быть существенно расширена при совместном рисовании, "сотворчестве". Например, мама рисует дерево, а малыш - яблочки на нём, папа рисует домик, а малыш - окна и огоньки, которые в них зажглись, взрослый рисует ёлочку, а малыш - игрушки на ней и т.д.
Тематика лепки должна быть также проста, понятна, доступна и основана на опыте ребёнка: конфеты, орехи, колбаски, баранки, ягодки. Лепка взрослого вместе с ребенком и для ребёнка (из глины песка, снега, теста, пластилина) различных фигурок с последующим их обыгрыванием облегчает ранее появление ассоциативных образов.
Но, к сожалению, бывает так, что при всех стараниях успехи малыша не столь очевидны. Не следует огорчаться: все дети разные, и темпы их развития - тоже. Малыш достигнет необходимого уровня несколько позднее. Нужно продолжать общаться с ним в рисунке и по поводу рисунка, поддерживать стремление рисовать, относиться к его желаниям бережно.
Занимайтесь с ребенком лепкой и рисованием, но всегда помните, что для ребёнка -это прежде всего игра. Не ограничивайте детскую свободу и раскованность. Занятия не должны превратиться в изучение и обучение художественным приёмам. Пусть они станут для вашего малыша средством познания окружающего мира. Не стремитесь навязать ребёнку процесс рисования, а попытайтесь увлечь его этим видом деятельности. Малыш ждет поддержки и поощрения, для него очень важна ваша оценка. Никогда не забывайте дать комментарий рисунку и порадоваться работе ребёнка, а он, в свою очередь, сделает все, чтобы порадовать вас.
Мама и Малыш №5, 2004
www.2mm.ru
|