ШИНИЧИ СУЗУКИ
Шиничи Сузуки был скрипачом, педагогом, философом. Он имел и имеет глубокое влияние на музыкальное образование как в Японии, так и во всем мире. Его подход базировался на приниципе, что "музыкальность - это не врожденный талант, а способность, которая, как и всякая способность, может быть развита. Любой ребенок, обученный должным образом, может стать музыкальным - это не сложне, чем научиться говорить на родном языке. Потенциал каждого маленького человечка неограничен".
В настоящее время методом Сузуки пользуются десятки тысяч людей, преподавателей, родителей всех национальностей и во всех странах. Когда Шиничи Сузуки скончался в 1998 году, его ученики и последователи во всем мире скорбели о невосполнимой утрате.
Вера этого педагога в изумительные способности всех людей и в важность уважения и развития ребенка с помощью любви осталась нам в наследство. Сам метод родился в тот момент, когда Сузуки связал уникальную способность детей с легкостью изучать родной язык с возможностью обучения аналогичным методом игре на скрипке - методом, который он назвал "Рождение таланта".
Однако доктор Сузуки всегда отмечал, что утилитарное обучение музыке - не главная цель его работы. Это лишь путь, чтобы ребенок вырос достойным и благородным человеком: ведь, слушая с самого рождения прекрасную музыку, он в последствии будет стремиться к красоте и гармонии во всех сферах своей жизни...
Особенности метода Сузуки
Более пятидесяти лет назад Сузуки оценил важного того факта, что дети во всем мире легко и непринужденно постигают родную речь, и начал применять основные принципы развития и обучения речи в обучении музыке. К ним относятся постоянное повторение, слушание, родительская поддержка и ответственность.
Вообще, роль родителей трудно переоценить - это и лучшие преподаватели (подчас кто-то из родителей специально учится играть на скрипке, чтобы играть малышу - именно там можно дать понять ребенку, чего от него ждут). Мама или папа ходят на урок с малышом и регулярно занимаются с ним дома.
Раннее начало занятий очень важно, ведь первые годы жизни ребенка - это критическое время для развития умственных процессов и координации мышц. Первые годы, когда идет приобретение навыков родного языка и слух у ребенка находится на пике активности, - идеальное время, чтобы развить музыкальность.
Слушание музыки должно начаться при рождении, а формальное обучение - в 3-4 года, хотя, на самом деле, поздно не бывает никогда. Ребенок растет и развивается в языковой среде.
Почему бы не сделать музыку таким же окружением ребенка? Можно включать музыку, брать малыша на концерты - с повторным слушанием ребенок уже узнает музыку и легко запоминает. Таким образом происходит абсорбирование музыкального языка наравне с родным.
При развитии речевых навыков ребенок, узнав слово и научившись его использовать, не отказывается от него при дальнейшем расширении словарного запаса - так и в музыкальном развитии, ученики повторяют уже пройденные сочинения, постепенно используя все новые навыки и приемы. И дальнейшее введение новых технических и музыкальных концепций в контексте знакомых произведений значительно упрощает этот процесс.
Как и в речевом развитии, любое желание и попытка ребенка получить новые знания, любой вопрос должен быть встречен искренней похвалой и поддержкой. Каждый малыш уникален, он идет свои темпом, маленькими шажками преодолевая большой и сложный путь познания и совершенствования мастерства. И в совместном совершенствовании - залог радости и удовольствия для всех - детей, родителей, педагогов.
Атмосфера великодушия, сотрудничества, радости за успехи других детей также составляют часть метода Сузуки.
Для каждого инструмента доктор Сузуки подобрал репертуар, с помощью которого можно осторожно и последовательно развивать как музыкальность ребенка, так и приобретать технические навыки. При этом существует постоянный стимул: слушая более технически совершенную и сложную игру своих старших товарищей, малыши стремятся как можно скорее достигнуть их уровня.
Известно, что детей советуют учить читать в тот момент, когда они в достаточной степени разовьют речевые навыки. Так и в методе Сузуки очень большое внимание отводится донотному периоду обучения: в это время ребенок старается достичь правильной постановки рук, точной интонации, красивого звучания и законченности музыкальных фраз.
Многократные повторения, направленные не на затверживание определенной методии, а на точность самовыражения и раскрытие смысла музыки, дают гораздо больший эффект в плане становления и закрепления технических навыков.
|