На главную страницу
Публикации
Раннее развитие детей
Программа "С чего начинается Родина"


Михеенко И.А. - ст. воспитатель,
Миняева Т.В. - зам. заведующей,
МДОУ ДС № 59 "Сказка",
ЗАТО Северск Томской обл.

Программа "С чего начинается Родина" - результат экспериментальной педагогической площадки, открытой решением Администрации ЗАТО Северска Томской области в октябре 1997 года на базе ДОУ № 59.

Комплексная программа включает в себя несколько направлений по использованию краеведческого (сибирского) материала в работе с дошкольниками. Программа направлена на нравственно-патриотическое воспитание и решает задачи ознакомления детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребёнка с рождения. Программа была представлена на международной выставке "УЧСИБ–2001", получила диплом конкурса "Золотая медаль Сибирской Ярмарки".

В настоящее время программа представлена в экспертный совет Министерства образования РФ на присвоение ей грифа РФ.

Комплексная региональная программа “С чего начинается Родина” по содержанию работы – краеведческая, по концептуальному решению – поликультурная, сочетающая в педагогической технологии традиционные и инновационные методы работы, направлена на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Цель программы – обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские и многокультурные черты.

Основные разделы программы следующие: “Человек и природа”, “Человек и общество”, “Человек и история”. В каждом разделе выделены его приоритетные задачи, ведущие задачи работы в каждой возрастной группе, определён объём и содержание работы в дошкольных группах.

Каждый раздел программы направлен, с одной стороны, на решение конкретных родиноведческих задач, а с другой стороны – дополняет и расширяет содержание других. Например, такое универсальное средство, как природа, традиционно используют при решение групп задач нравственного, умственного, эстетического, трудового, физического воспитания. В нашей программе это средство дополнительно используют при решении задач народоведческой работы (раздел “Человек и история”).

Работа в разделе “Человек и природа” идёт широко во всех группах по нескольким направлениям: “Неживая природа”, “Живая природа”, “Отношение к живой и неживой природе”, “Труд взрослых и детей в природе”, “Сообщество растений и животных в природе”.

Последнее направление в разделе предусматривает знакомство детей в каждой группе с экосистемами. Опыт работы показал, что экосистемный подход более эффективен в работе по краеведению: у детей формируются глубокие знания не только об отдельных объектах и явлениях природного мира (традиционная методика), но и формируются биологическая, чувственная, пространственная картина мира как совокупность мировоззренческих знаний об окружающем мире.

По мнению авторов современных концепций развития дошкольников, малая родина начинается с социального окружения, в котором ребёнок находится с рождения. Следовательно, полноценное знакомство с ближайшим окружением невозможно без освоения представлений о социальном мире. В программу введён раздел “Человек и общество”, цель которого – ввести ребёнка в социальный мир, помочь ему усвоить преставления о себе, других людях, об основах взаимоотношений с людьми, способах поведения, в которых проявляются отношения к окружающему миру.

Раздел “Человек и общество” включает несколько направлений: “Я – человек” и “Моё общество”. Во второй младшей и средней группах дети узнают, что общество – это семья и детский сад, в старшей представления об обществе расширяются до понимания территориальных образований – город, область, Сибирь, где социальные группы обозначаются понятиями “северчане”, “томичи”, “сибиряки”; в подготовительной группе – государственных образований (“Россия” – “россияне”), планетарных представлений (“Земля” – “земляне”). В младшей и средней группах у детей формируются элементарные представления о присущих человеку чувствах; в старшей – о возможностях управления своими чувствами и поступками; в подготовительной – о том, что человек – часть живой природы. Кроме этого в группах дошкольного возраста даются новые сведения об организме человека.

Подробно разработано в программе содержание народоведческого раздела, названного нами “Человек и история”. Этот раздел предусматривает широкое знакомство детей дошкольного возраста с русской традиционной и национальной культурой как ведущей в регионе, а затем в подготовительной группе с культурами других народов, населяющих нашу область. Знакомство с культурами других народов на наш взгляд, позволяет, с одной стороны, формировать у детей с дошкольного возраста национальное сознание, а с другой стороны – приобщать их к восприятию людей другой культуры, других традиций, выделяя в разных культурах существенные отличия и одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

Наряду с общеизвестными средствами (предметы быта, игрушки, сказки и др.), начиная со старшей группы в программу включён мифологический материал, цель которого расширить и углубить представления о культуре русского народа, помочь ребёнку разграничить и воспринять реальный и вымышленный мир, усвоить нравственные, экологические, эстетические правила поведения человека в окружающей среде актуальными для ребёнка дидактическими средствами – игрой и сказкой.

Программой предусмотрено также знакомство детей подготовительной группы со знаковой символикой русского народа.

Как обязательное направление в работе с детьми в раздел “Человек и история” введён “Народный календарь”, начиная со второй младшей группы.

К программе "С чего начинается Родина" выпущены методические пособия:

"Родники земли сибирской"

В пособии представлены перспективные планы по ознакомлению детей с бытом, декоративно-прикладным искусством татарского и хантыйского народов, перспективные планы по закреплению полученных представлений в продуктивных видах деятельности, образцы работ к ним.

Пособие было представлено на Фестиваль педагогических идей "Искусство в III тысячелетии", стало лауреатом этого фестиваля и было отмечено дипломом.

"Народный календарь"

В пособии представлены общие сведения о народном календаре, информационный материал о его днях и временах года из литературных источников, методика работы и перспективные планы по ознакомлению детей с днями Народного календаря, оформление уголков Народного календаря, схемы к ним, а также примерные сценарии вечеров развлечений.

Несмотря на то, что в программе, на первый взгляд, определено содержание работы по разделам, указаны ведущие методы и средства, наша программа открытая: каждый практический работник вправе выбрать организационные формы работы, реализовать задачи в разных видах деятельности и т.п.

Мы считаем, что указанная программа может быть дополнением к существующим государственным, федеральным и региональным программам как составная часть, включающая конкретное содержание регионально-национального компонента: в разделах программы учтены основные направления работы проекта государственных образовательных стандартов для ДОУ.

Программа, на наш взгляд, может быть использована педагогами-практиками дошкольных учреждений и как самостоятельная программа для массовых ДОУ областей и краев России, схожих с Томской областью по истории, географии, природе, климату, культуре, национальному составу населения и т.п.

Программа и её отдельные разделы могут быть реализованы педагогами дополнительного образования, руководителями кружков и другими специалистами, учитывающими в педагогическом процессе регионально-национальный компонент в условиях работы альтернативных дошкольных образовательных учреждений. На наш взгляд, самостоятельными программами кружковой работы могут стать разделы "Человек и общество", "Человек и история", "Человек и природа" или более частные подразделы программы.

В программе для дошкольных учреждений “С чего начинается Родина” теоретически предложены направления работы для начальной школы. Материалы могут быть использованы учителями начальных классов на уроках природоведения, сибиреведения, изобразительной деятельности, внеклассного чтения и т.д.

Так как выпускники детского сада № 59 “Сказка” ЗАТО Северска в большинстве своем поступают в школу № 198 (до 58% от числа всех учащихся начальной ступени обучения), поэтому есть смысл в том, чтобы работа, начатая в детском саду, была бы продолжена в школе. В настоящее время в школе № 198 проходит подготовительный этап работы по разработке программы непрерывного гражданско-патриотического воспитания средствами регионального народоведения.

“Программа "С чего начинается Родина" как вариант реализации регионально-национального компонента в системе гражданско-патриотического воспитания дошкольников”


Обращение к родиноведческой тематике, на наш взгляд, актуализируется рядом событий и причин, происходящих в обществе и образовании в целом:

С одной стороны имеет место рост национального самосознания, а с другой – усиление проявлений национализма, шовинизма. Это происходит потому, что у подрастающего поколения не формируются такие качества личности, как понимание и принятие своей родной культуры и культуры другого народа, уважение к своеобразным, непохожим на общемировые или родные быту, традициям, обычаям, нормам и правилам.

Общественные деятели, педагоги, ученые считают, что кровавые межнациональные конфликты можно предотвратить, если мы будем искать в образовании пути сближения культур разных народов. Они отмечают, что умению вести “диалог культур”, овладению “культурой межнационального общения” можно и нужно обучать с детства (Суслова Э.К.).

Должны быть переосмыслены идеалы, на которые опирались педагоги в работе по нравственному воспитанию до недавних пор (страна, объединяющая несколько союзных республик, армия, общественные детские и молодёжные организации, их деятельность и т.п.), так как в государственной политике в области образования сохраняется требование к педагогам осуществлять педагогический процесс таким образом, чтобы духовное и нравственное развитие не отставало от обучения и интеллектуального развития. Отсюда: понимая невозможность использования идеологизированных средств патриотического и нравственного воспитания в современных условиях, нужно им на смену выбрать идеалы вневременные и внеполитические, не подверженные идеологии. Таким универсальным идеалом, на наш взгляд, может являться родиноведение в целом или его отдельные составляющие.

Кроме того, должны быть переосмыслены и отобраны наиболее оптимальные педагогические подходы и концепции к образованию и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Традиционно родиноведение рассматривалось в рамках интернационального (Богомолова Т.И.), нравственно-патриотического (Козлова С.А., Жуковская, Виноградова Н.Ф.), гражданского воспитания (Соловьева Е.В.). В последнее время появились новые подходы – ознакомление дошкольников с социальной действительностью (Козлова С.А.), воспитание у детей культуры межнационального общения (Суслова Э.К.).

В большинстве подходов акцент делается главным образом на отношения личности к Родине, обществу, людям страны и Земли, на чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос и т.п. На наш взгляд, в “смутное время”, в котором находится общество сейчас, правильнее было бы говорить в содержании работы с детьми о воспитании с дошкольного возраста культуры межнациональных отношений, то есть о воспитании поликультурной компетенции (Киселева О.И.).

Поликультурное воспитание – составной элемент мировоззрения человека, способ формирования открытой, понимающей и принимающей позиции человека при общении с разными культурами, формирование отношения к своему народу, другим нациям и народам малой родины, родной страны, мира с помощью доступных детскому пониманию средств материальной и духовной культуры. Система поликультурного образования должна обеспечить реализацию таких принципов, как “быть равным, но другим”, “быть интегрированным, но уважаемым”, сохранять “равенство неравного” и т.д.

Поиск и разработку изменений в дошкольном образовании закрепил ряд методических рекомендаций и нормативно-правовых документов, вышедших в последние годы. В частности, Закон РФ “Об образовании” (1994), Концепция дошкольного образования (Петровский В.А., Давыдов В.В. и др., 1989), Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений РФ (Стеркина Р.Б., 1995), проекты содержания государственных образовательных стандартов для дошкольных образовательных учреждений (1995, 1996) и др.

Ссылаясь на вышеуказанные документы, мы пришли к выводу, что родиноведение (прежде всего историко-этнографическое краеведение) может помочь реализовать на практике принцип государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ “Об образовании” (1994) – воспитание гражданственности, любви к Отечеству и защита системой образования культурных национальных традиций в условиях многонационального государства.

Мы считаем, что работа с дошкольниками по ознакомлению с родным краем, его природными и социокультурными особенностями должна быть более определённой: иметь общий план работы, четко выстроенную методику, содержать познавательный региональный материал, конкретные разделы и последовательные этапы работы в разных возрастных группах, включать в себя как специально организованные занятия, так и мероприятия совместной деятельности педагога и детей, свободную деятельность дошкольника в специально организованных условиях. В связи с этим была разработана программа “С чего начинается Родина” для дошкольных учреждений.

Источник: www.uroki.ru

Найти: на


Используются технологии uCoz