На главную страницу
Публикации
Раннее развитие детей
Программа Железновых "Музыка с мамой"


Программа прошла экспертизу Федерального совета, все фонограммы вошли в перечень награждённых дипломом Госдумы РФ.

Первые игры с ребёнком:
  • Пальчиковые игры;
  • Показ игрушки с пением;
  • Поиск источника звука;
  • Узнавание картинок по звукам;
  • Музыкальные занятия по картинкам;
  • Танцевальные движения под музыку;
  • Развитие чувства ритма;
  • Подготовка к пению;
  • Звукоподражание;
  • Развитие слуха;
  • Игра на шумовых и детских музыкальных инструментах;

    Первые игры с малышом

    - Когда начинать играть с малышом?

    - Каждая мама чувствует, что недостаточно только кормить, перепелёнывать и гулять с ребёнком. Уже в первые месяцы жизни малыша у мамочек появляется необходимость иметь в своём "репертуаре" народные песенки-игры. Не случайно такие игры есть в каждой стране, у каждого народа. Как бы само собой возникает желание развлекать ребёнка, говорить с ним приподнятым тоном, весело, нараспев. Песенки, сопровождающиеся ритмичными движениями, радуют малышей и одновременно развивают музыкальный слух, чувство ритма, приучают к определённой дисциплине. Ребёнок постепенно запоминает многократно повторяющиеся мелодии и слова, у него появляется желание "подпевать". Во время игры тренируется навык быстрого реагирования на ситуацию и слова взрослого, формируется уверенность в себе. Малыш постепенно привыкает "соблюдать" правила игры, а развитие мелкой моторики способствует хорошему общему развитию, в том числе овладению речью.

    - Что представляют собой первые игры?

    - Самые первые песенки-игры напоминают массаж. Продолжительность этих игр на первом месяце жизни 2-3 минуты. Малыш должен видеть ваше лицо. Поглаживайте ручки ребёнка от пальчиков к плечам, а ножки - от ступней к бёдрам. Гладьте очень осторожно. Приговаривайте или подпевайте в такт движениям. Есть народные песенки-игры, похожие на пассивную гимнастику, их можно проводить со второго месяца жизни. Движения выполняются в удобном для малыша темпе с помощью взрослого. Первое время не следует пропевать песенки более двух раз подряд. Общее время занятий - не более 5 минут.
    Песенки-игры для развития чувства ритма доступны ребёнку с 5-6 месяцев. Взрослый оказывает помощь малышу в выполнении ритмичных игровых движений под пение или ритмичный говорок. Старайтесь движение сделать для малыша простым, подобрать удобный темп, подлаживайте пение под движения ребёнка. Если малыш пытается выполнить упражнение сам, выражайте бурную радость. Часто бывает, что малыш охотнее, ровнее и ритмичнее стучит вашей рукой или какой-нибудь игрушкой (кубиком, погремушкой), чем сам. Хвалите, просите "помочь маме поиграть".

    - Как часто обновлять репертуар?

    - Выбрав 4-5 песенок-игр, вы должны ежедневно выполнять их, стараясь развеселить малыша. Вы можете переписать их на аудиокассету в удобном для вас порядке и с необходимым количеством повторов (от 2 до 4). Также полезно выучить песенки и петь их самой под фонограмму, играя с малышом.
    Каждый месяц рекомендуем добавлять к практикуемым играм 2 - 4 новых и одну, наиболее понравившуюся, оставлять в вашем "репертуаре" для ежедневного использования.

    Материал: компакт диски «Ладушки», «Первые уроки», «Мишка с куклой».

    Пальчиковые игры.

    - Во время пальчиковых игр садитесь друг напротив друга так, чтобы лица взрослого и ребёнка были на одной высоте и малыш видел, как вы поёте, а вы видели его лицо. Для ребёнка до 3 лет хорошим результатом будет умение выполнять правильные движения пальчиками в то время, когда поёт взрослый или под фонограмму, поэтому для проведения пальчиковых игр с малышами не следует выбирать те, в которых темп слишком быстрый для ребёнка. Выбирайте песенки в среднем или медленном темпе («Мальчик - пальчик», «Ладушки», «Обезьянки», «Сорока», «Дождик» с аудиокассет «Десять мышек» и «Азбучка - Ладушки»). На первоначальном этапе активно помогайте малышу выполнять движения правильно, разучивайте игру без музыки (подпевая или проговаривая нараспев). Когда ребёнок усвоит упражнение - сокращайте свою непосредственную помощь, но продолжайте выполнять все действия вместе с ним (сидя напротив).
        Все пальчиковые игры проводятся тремя способами;
        1. Взрослый сам выполняет движения - ребёнок смотрит.
        2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.
        3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.
    Никогда не следует принуждать ребёнка играть. Если игра понравится малышу, он будет пытаться участвовать, просить повторения. Если ребёнок показывает движения по-своему, его не следует исправлять. Наоборот, пусть он покажет другим, как, например, прыгает его зайчик.
    Такая демонстрация особенно полезна для ещё неловкого и стеснительного ребёнка. Главное, чтобы малыш порадовался своему успеху.

    Материал: компакт диски «Ладушки», «Десять мышек», «Первые уроки».

    Показ игрушки с пением.

    -Когда начинать?

    - С трёх месяцев. Занятия лучше проводить в течение 2-3 минут. Показ игрушки с пением - это форма слушания музыки, доступная для самых маленьких детей.

    -Какие нужны пособия?

    - Используйте для показа подходящие по содержанию песенок игрушки, куклы. Используйте песенки с аудиокассеты «Песенки - инсценировки», циклов "Ладушки", "Азбука-потешка", "Катенька и котенька".

    - Как удержать внимание ребёнка?

    - Малыш должен видеть ваше лицо. Если не поёте, а проговариваете текст песенки - подчёркивайте ритм, игрушка во время показа должна двигаться. Можно показывать, наклонившись над лежащим ребёнком, или вести игрушку у края кроватки. Чтобы ребёнок повернул голову, начинайте или заканчивайте пение и показ сбоку от его головы Ребёнка постарше можно держать на коленях или посадить рядом. В конце игры дайте возможность малышу поиграть с игрушками, которые вы ему показывали. На аудиокассете «Песенки - инсценировки» вам предложены варианты показа игрушек с пением. Из циклов «Азбука-потешка» или «Катенька и котенька» выберите наиболее понравившиеся и удобные для показа.

    Материал: компакт диски "Катенька и котенька", "Азбука-потешка", "Мишка с куклой».

    Поиск источника звуков

    - Ребёнок подрос. Как продолжать занятия?

    -Чтобы привлечь внимание малыша 5-6 месяцев к звукам, можно играть в "прятки": искать вместе звучащий предмет или игрушку.

    -Как проводить занятия?

    1. Игрушку, например утёнка, поместите за спиной малыша и когда утёнок "крякнет", побудите ребёнка повернуться и взять игрушку.

    2. В картонную коробку поместите утёнка или другую "говорящую" игрушку. Вырежьте часть картонной стенки. Пусть игрушка будет немного видна. После "кряканья" покажите ребёнку, как поднять коробку и взять игрушку в руку.

    3. Постепенно усложняйте задание. Те предметы, которые могут звучать без вашей помощи, спрячьте в комнате (приёмник, магнитофон, будильник, музыкальная шкатулка, и.т.д.). Привлекайте внимание ребёнка к звуку, ищите вместе с ним, если сразу не найдёт - помогите.
    Для игры выбирайте наиболее интересные для малыша предметы и игрушки, говорите короткими фразами - только чтобы поддержать интерес. Если замечаете усталость или недовольство ребёнка - помогите найти побыстрее.

    Материал: Звучащие игрушки, Звуковые заставки на компакт диске "Азбука - потешка"

    Узнавание картинок по звукам.

    - Когда начинать эти упражнения?

    - К этому разделу следует переходить после того, как ребёнок научился имитировать звуки, которые издают игрушки, повторять за вами: "Бе", "My", "Ав" и т.п. Малыш начал узнавать шумовые и детские музыкальные инструменты по звучанию, проявлять интерес к рассматриванию книжек с картинками, играть с фигурками зверей.

    - Что нужно для занятий?

    - Картинки животных, машин, звучащих предметов, фотографии знакомых детей и взрослых.

    - Как заниматься?

    - Запишите на магнитофон интересные для малыша звуки и голоса. Выберите для прослушивания самое доступное для различения, например часы, голос бабушки и гудок машины. Привлеките внимание ребёнка, покажите две-три фотографии, рисунки со словами: "Смотри (показываете картинки), а теперь послушай; это часы, машина, голос бабушки". Можно прослушать запись несколько раз. После этого прослушивайте звуки отдельно, ребёнок должен показывать соответствующую картинку. Изобразите бурную радость, если ребёнок как-то показал, что узнал.

    - А потом?

    - Через несколько дней поменяйте картинки и соответствующие записи на аудиокассете. Не торопитесь, первое время не выкладывайте перед ребёнком более двух предметов или картинок.

    - Какие задания можно предложить дальше?

    Постепенно меняйте пары, выкладывайте предметы по 3-4. Если не получается, вернитесь к более лёгкому этапу. Примерно после одного года можно перейти к песенкам с картинками. Используйте для этого аудиокассету, книги "Азбука-потешка" и "Катенька и котенька".

    Материал: компакт диски "Катенька и котенька", "Азбука - потешка"

    Музыкальные занятия «по картинкам».

    - Когда начинать показывать на занятиях иллюстрации из книжек "Азбука-потешка"?

    - Обычно после 10 месяцев. Такая деятельность по силам ребёнку, если он, слушая песенки, может следить за показом игрушек более 5 минут и пробует имитировать "голоса" животных и другие звуки. Проследите, чтобы малыша ничто не отвлекало. Занимайтесь не более 2-3 минут.

    - А как заинтересовать малыша книгой?

    - Садитесь с ребёнком у стола с музыкальным инструментом (металлофоном, ксилофоном, синтезатором) или у пианино. Рассказывайте малышу содержание картинок максимально просто, короткими фразами. Персонажей указывайте. Изображайте звуки, которые издаёт предмет или зверь, старайтесь рассмешить малыша. Чередуйте рассказ с пением соответствующих песенок. Если играть не на чем или вы не умеете, пойте и ритмично стучите под фонограмму. Не беспокойтесь, если ребёнок не реагирует, и показывайте, что рады, если он проявляет интерес.
    Песенки из "Азбуки-потешки" легко поются на какой-нибудь один простой слог ребёнком, который только учится говорить. На фонограмме имеются "голоса" животных и шумы, которым с удовольствием подражают дети. Рассматривание иллюстраций и прослушивание подготовят детей к участию в играх. С помощью "Азбуки-потешки" вы легко познакомите малыша с буквами и произношением звуков. Дети без труда, подражая артистке, споют песенки, называя ноты. Позже это облегчит знакомство с клавиатурой.

    Материал: компакт диски "Мишка с куклой", "Азбука".

    Танцевальные движения под музыку

    - Когда начинать?

    - С 3-4 месяцев можно танцевать с ребёнком на руках под плясовые песенки из музыкальной сказки "Катенька и котенька", такие как "Ах вы сени", "Во саду ли", "Качели" и другие. Напевая песенки (или под фонограмму), придумывайте и демонстрируйте движения кукол, игрушек. Ребёнок заинтересуется. Ряд игр с движением для самых маленьких предложен на аудиокассетах «Первые уроки», «Мамины уроки».

    - Как танцевать с малышом?

    - Не рекомендуем устраивать "танцы" сразу после пробуждения ребёнка, после приёма пищи или при посторонних людях, в незнакомой обстановке.
    Во время "танца" ребёнка можно покачивать, наклонять, подбрасывать, кружиться вместе с ним. Если вы придерживаете ребёнка одной рукой, машите или крутите его ручкой, трясите погремушкой, делайте ритмичные движения платком. Танцуя, не забывайте напевать песенку.

    - Как изменятся танцы, когда малыш подрастёт?

    - Уже в 8 месяцев при правильном музыкальном воспитании ребёнок пытается делать движения в такт музыке. После года он пытается танцевать самостоятельно.
    Вам следует танцевать рядом с малышом, показывая, как топать ножкой. Поддерживая за руки, помогать идти боковым приставным шагом и кружиться, ходить вперёд и пятиться. Помогите малышу "подпрыгивать", ходить на месте, раскачиваясь. Показывайте новые простые движения, напоминайте любимые. Можно попросить малыша поучить вас танцевать и копировать его движения. Некоторые движения могут носить изобразительный характер, его вам подскажут тексты песен. Учите танцевать с куклой или игрушкой, для малыша это бывает намного интереснее, чем танцевать одному. Малыш быстрее учится, если в "танцах" принимает участие ещё один взрослый или ребёнок.

    Материал: компакт диски "Первые уроки", "Мамины уроки", "Аэробика для малышей", подборка народной музыки.

    Развитие чувства ритма.

    -Как проявляется чувство ритма у малыша?

    - Равномерными танцевальными или игровыми движениями под музыку.

    - Какие виды занятий развивают чувство ритма?

    - Массаж с пением, который можно начинать с первого месяца жизни, гимнастика с пением - со второго. Выстукивание "в такт" фонограмме или пению с помощью взрослого на шумовых и детских инструментах - с четвёртого, пятого месяца. Гимнастика, предложенная на аудиокассете «Гимнастика для мам и малышей» - начиная с года.
    - Часть песенок из цикла "Ладушки" специально предназначена для развития чувства ритма.
    Песенки из "Азбуки-потешки", короткие и простые, при медленном пении на один слог и отстукивании ритма ладошкой, ножкой или подходящими предметами позволяют сосредоточиться на ритме. Например, в песенке "Дон-дон" можно стучать ложкой по чашечке или сковородке, а в песенке "Аты-баты" - идти куклой по столу.
    Многие песенки из сказки "Катенька и котенька" имеют танцевальный аккомпанемент, и под них стучать веселее.
    Рекомендуем фонограмму песенок "Катеньки и котенька", а также «Кошкин дом» прослушивать в разных вариантах:
    1. Звучит только голос артиста. Взрослый подпевает и помогает стучать ребёнку.
    2. Звучит только аккомпанемент. Взрослый поёт (вместо артистки) или проговаривает текст песенки и помогает стучать ребёнку. Стучать надо в такт, то есть под музыку, равномерно.
    Для занятий расставьте или развесьте набор "инструментов": колокольчиков, стаканчиков, чашечек, тарелочек, кастрюлек, бутылочек, ложечек, палочек и т.п.
    Ряд игр для развития ритма у малышей раннего возраста предложен на аудиокассетах «Мамины уроки», «Первые уроки».
    Развитие чувства музыкального ритма, начавшись в раннем возрасте, продолжается, пока ребёнок занимается музыкой. Различные виды музыкальной деятельности способствуют этому - слушание музыки, пение, песенки-игры, танцевальные и ритмические движения, а позже - игра на музыкальном инструменте.

    Материал: компакт диски "Первые уроки", "Мамины уроки", "Ладушки", «Кошкин дом», «Гимнастика для мам и малышей»

    Подготовка к пению.

    -Когда можно начинать занятия?

    - Лучшей подготовкой к пению является пение мамы с первых дней жизни ребёнка. Первые 3-4 месяца это должны быть в основном колыбельные и другие спокойные, протяжные песни, Большой выбор таких песен вы найдёте на аудиокассете. Побуждать ребёнка "петь" можно с четырёх месяцев.

    - С чего начинать занятия?

    - Обратите внимание на певучие звуки, которые слышны, когда ребёнок гулит, запомните их. Демонстрируйте ребёнку свой восторг от его вокализаций. Побуждайте продолжать. Попробуйте использовать самодельный рупор. Играйте в "попугаев": весело копируйте лепет ребёнка, особенно протяжные, певучие звуки. Учитывайте реакцию ребёнка: не обращает внимания; останавливается и вопросительно смотрит; "поёт" более оживлённо. Попробуйте во время лепета издать звук, которого нет в "репертуаре" ребёнка. В ответ на лепет давайте вариации своих звуков: меняйте ритм, высоту, пойте короткие слова.

    - А если ребёнок замолкает?

    - Не удивляйтесь. Некоторые дети предпочитают лепетать, когда остаются одни.

    Материал: компакт диски «Азбука», «Первые уроки» №10,15, «Мамины уроки» №24, «Первые песенки».

    Звукоподражание.

    - Когда начинать занятия?

    - После того как ребёнок, слушая фонограмму, попытается подражать "голосу" животного или другому звуку.

    - Что понадобится для занятий?

    - Подберите рисунки или фотографии животных, птиц, а также предметов, которые "издают" интересные звуки. Используйте цветные иллюстрации книг "Азбука-потешка", подберите их сами исходя из выбранного вами песенного материала.

    - Что учитывать, выбирая картинки?

    - 1. Учитывайте, узнают ли дети предметы и животных. 2. Какие звуки малышу наиболее интересны? 3. Какие звуки дети легко воспроизводят?

    - Как заниматься?

    - Садитесь рядом с ребёнком и рассказывайте по картинкам. Не беспокойтесь, если нет реакции, и показывайте, что рады, если ребёнок проявил интерес. Имитируйте звуки, которые издаёт предмет или зверь, изображайте его характерные движения, старайтесь рассмешить малыша. Чем ярче будет ваше исполнение, тем скорее ребёнок начнёт копировать. Например: "Вот собачка! Собачка говорит: «Ав-ав!»" Лайте, пока это нравится вашему ребёнку и вам. Когда ребёнок научится повторять звук за вами, показывайте картинку и ждите 3-5 секунд, может быть, ребёнок начнёт имитировать звук сам. Если нет, помогите. Хвалите за любую попытку, даже если малыш только шевелил губами.

    - Как ещё можно помочь?

    -Ребёнку легче подражать звукам, если он видит, как подражаете вы. Иногда можно пальцами поправить положение губ ребёнка.

    -Мой ребёнок очень неусидчив, легко отвлекается.

    - Старайтесь пользоваться красочным и ярко раскрашенным обучающим материалом. Эти книжки, игрушки, инструменты доставайте только для урока, чтобы они оставались интересными. Первое время «Уроки» должны быть чрезвычайно короткими, лёгкими, чтобы ребёнок успешно справлялся: продолжительность одного задания составляет приблизительно 30 секунд, всего должно быть не более трёх заданий.
    Гуляя на улице, предложите ребёнку повторить интересные и несложные для него звуки (ворона, кошечка, собачка, гудок машины).

    Материал: Звуковые заставки компакт дисков "Азбучки", "Весёлых уроков".

    Развитие слуха.

    - С какого возраста следует давать малышу погремушки?

    - Со 2-3 месяца. Музыкальные игрушки знакомят малыша с разнообразными звуками и побуждают его к самостоятельному музицированию.

    - Что кроме погремушек можно использовать для такого "музицирования"?

    - Любые колокольчики, маленькие игрушки или предметы со звуковыми эффектами, которые, будучи подвешенными над кроваткой, сразу зазвенят, запищат. Делайте погремушки сами: коробочки, флакончики и бутылочки с рисом, горохом, камушками. Подвешивайте их так, чтобы малыш мог дотянуться. Время от времени следует играть при ребёнке или помогать играть малышу.

    - Сколько этим заниматься?

    - По 2-3 минуты несколько раз в день. Иногда можно привязать погремушку или колокольчик к запястью или лодыжке ребёнка, чтобы при движениях малыша они гремели.

    - Какие ещё инструменты можно использовать?

    - Бубны, трещотки, свистки, барабанчики, бубенцы и другие. Звучание следует демонстрировать ребёнку негромко и ненавязчиво, чтобы ребёнок не начал бояться "музыки". Можно использовать пианино или синтезатор для извлечения самых разнообразных звуков.

    -Как играть?

    - Играйте настолько разнообразно, насколько возможно: громко и тихо, отрывисто и протяжно, прибавляя громкость и затихая, ритмично и без какого-либо ритма. Играйте то на одном инструменте, то на другом.

    - Как заниматься?

    - Прежде всего обращайте внимание на звуки, которые вызывают интерес ребёнка. Улыбайтесь малышам, разговаривайте с ними, особенно если они реагируют на "музыку". Расскажите малышу, какие звуки особенно нравятся вам, почему нравятся, как они получаются.

    - Можно ли использовать записи с танцевальной, инструментальной или вокальной музыкой?

    - Да, конечно, но это должны быть лучшие образцы любимого вами стиля.
    Наиболее удобна для свободного музицирования народная музыка (и не обязательно только русская). Отбивайте ритм, подпевайте, подыгрывайте, если умеете. Только не включайте очень громко, и 5 - 6 минут вполне достаточно.

    Материал: компакт-диски «Наш оркестр», «Кошкин дом», Десять мышек»

    «Игра» на шумовых и детских музыкальных инструментах.

    - С какого возраста?

    - С 8 - 9 месяцев.

    - Что нужно для проведения занятий?

    - Какие-нибудь звучащие игрушки или предметы, из которых дети уже научились извлекать нравящиеся им звуки. Запишите на аудиокассету звучание 5-7 известных ребёнку предметов - это могут быть игрушки, кухонные принадлежности и посуда, самодельные, детские или профессиональные музыкальные инструменты. Каждый предмет или инструмент должен звучать не менее 30 секунд, паузы между звуками разных предметов - 10 секунд.

    - Как заниматься?
    1. Положите перед малышом два предмета, звучание которых вы записали на фонограмму. Объясните, что надо будет "играть" на том инструменте, который ребёнок услышит.
    2. Прослушайте запись, поиграйте сами под запись, предложите сыграть малышу.
    3. Прокрутите плёнку назад, прослушайте повторно. Когда малыш начнёт сам играть под запись, переходите к воспроизведению записи следующего инструмента. Позже предлагайте выбор из нескольких инструментов.

    - Что можно предложить малышу, когда он познакомится с инструментами?

    - Попробуйте сами сыграть "дождик капает", "цыплята клюют", "выстрелил охотник" и т.д. Удобно воспользоваться звуковыми эффектами и песенками из фонограммы "Азбука-потешка". Когда ребёнок понаблюдает, как вы играете, предложите ему, чтобы он помог. Малыш не только будет повторять ваши приёмы, но и придумает что-то своё. Тут же можно спеть или сыграть соответствующие воспроизводимым "эффектам" песенки из цикла "Азбука-потешка", «Кошкин дом».

    -Я заметила, что ребёнку хочется сыграть песенку на синтезаторе самому, как ему помочь?

    - Пусть "играет" вашим пальцем. Получится, что он "играет" как бы сам. Малыш чувствует и видит движение мелодии, учится "играть" ритмично, привыкает к клавишам. Пробует "подпевать" во время игры. Для "игры" на инструменте и подпевания выбирайте самые несложные песенки из цикла "Азбука-потешка".

    Материал: компакт-диски «Азбука-потешка», «Кошкин дом», подборка народной музыки.

    Источник:
    Музыка с мамой

    Найти: на


  • Используются технологии uCoz