АКСИНЬИНО
Впервые в источниках Аксиньино упоминается около 1448 г., когда Игнатий Васильевич Минин, из старомосковского боярского рода, дал на "помин души" свою вотчину село Оксиньинское митрополиту Ионе "з деревнями, что к нему наперед того потягивали, куды моя соха ходила, куды коса ходила, куды и топор ходил, и с луги, и с пожнями, и с лесом, и с всем тем, что к нему издавна потягло". Указание грамоты, что село для Игнатия являлось "отчиной", позволяет говорить о том, что оно существовало, очевидно, уже в начале XV в. и принадлежало отцу Игнатия боярину Василию Дмитриевичу Минину.
С переходом села к митрополитам оно стало их домовым владением и находилось в их собственности более двух столетий. В архиве митрополичьей (а затем патриаршей) кафедры сохранилось довольно много актов, рисующих внутреннюю структуру этой вотчины, ее соседей. Главным богатством владения были заливные луга по р. Москве. Судя по писцовой книге 1558 г., в селе было 80 четей митрополичей и 27 четей крестьянской пашни, сена для митрополичьих властей ставилось 500 копен, в то время, как крестьянского было всего 50.
В период Смутного времени Аксиньино пострадало относительно мало. Судя по описанию 1624 г., в нем насчитывалось 18 дворов. В середине XVII в. резко возрастает значение Савво-Сторожевского монастыря, одного из любимейших мест богомолий царя Алексея Михайловича. Аксиньино, расположенное на большой торговой дороге из Москвы в Звенигород, служило местом остановки царя по пути в обитель. Это обстоятельство привлекало внимание монахов, и патриарх, быть может, не без давления со стороны царя, вынужден был уступить село Савво-Сторожевскому монастырю.
По переписным книгам 1678 г. село принадлежало монастырю, в нем числилось 20 крестьянских и 15 бобыльских дворов, где проживало 136 человек. После смерти царя Алексея Михайловича значение монастыря падает, и по документам 1704 г. здесь находились храм Николая Чудотворца, пустой монастырский двор и 36 дворов крестьян.
Обитель владела селом вплоть до секуляризации церковных имуществ при Екатерине II, когда оно стало "экономическим". По данным конца XVIII в. Аксиньино входило в "экономическую" Нахабинскую волость. В нем было 58 дворов, где числилось 199 душ "мужеска" и 196 душ женского пола. В селе была деревянная церковь Николая Чудотворца. Урожаи хлеба оценивались как "средственные", зато относительно покосов отмечалось их хорошее качество. Крестьяне по-прежнему были заняты на пашне и различными подсобными промыслами.
В дальнейшем судьба Аксиньина была такой же, как у множества рядовых селений Подмосковья. Накануне отмены крепостного права, в 1852 г., оно находилось в ведомстве государственных имуществ. В селе значилось 84 двора, церковь, 311 душ мужского и 334 женского пола. Спустя сорок лет, в 1890 г., в Аксиньине, центре волости, проживало 695 человек, размещались квартира урядника, волостное правление и земское сельское училище. В 1876 г. здесь была построена каменная церковь Николая Чудотворца.
По данным 1926 г. Аксиньино входило в состав Ивано-Шныревской волости, волисполком которой находился в Звенигороде. В селе числилось 155 дворов, абсолютное большинство которых (151) занималось крестьянским трудом, проживали 364 мужчины и 419 женщин. Из различных учреждений находились школа I ступени, изба-читальня, мелиоративное товарищество, кооперативное товарищество и сельсовет.
Это был наивысший подъем села. В 1941 г. Аксиньино попало на линию фронта. Позднее, из-за близости столицы, начинается отток населения и его численность падает. По данным переписи 1989 г. в Аксиньине значилось всего 68 хозяйств и было 102 человека постоянных жителей, располагалось отделение совхоза "Звенигородский".
Лит.: Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы... М., 1882. Вып. 2. С. 54-59.
К. А. Аверьянов
|