САВВИНСКАЯ СЛОБОДА
История Саввинской слободы, расположенной к западу от Звенигорода, самым тесным образом переплетена с историей Савво-Сторожевского монастыря. Первое упоминание здешних мест относится к 1331 г., когда Иван Калита, выделяя удел своему сыну Ивану Красному, в перечне звенигородских сел назвал село Белжинское. В источниках оно называется по-разному: Белцинское, Белгино, Белдино. В начале XVII в. село во время военных действий было опустошено и более не возобновлялось. Долгое время среди историков существовали различные версии о местоположении села, пока в 1976 г. А. А. Юшко и С. З. Чернову во время археологических раскопок не удалось четко определить его местоположение на окраине современной Саввинской слободы.
В духовной грамоте князя Ивана Красного 1358 г. вместе с селом Белжинским упоминается "Новое сельцо". Позднее в источниках оно называлось селом Усть-Розвадня (по названию речки Розвадни, впадающей в р. Москву), а затем упоминается как Саввинска слобода. В самом конце XIV в. на противоположном берегу Розвадни (сейчас речка называется Сторожка) возникает монастырь, своим появлением обязанный бывшему игумену Троице-Сергиева монастыря Савве.
Наши сведения об ученике Сергия Радонежского довольно скудны. Родился Савва в княжение Ивана Калиты, около 1327 г. Неизвестно, откуда он был родом и чей сын, но в юных летах, около 1345 г., он поступил в обитель Сергия Радонежского и был одним из первых и достойнейших его учеников. "Житие" Саввы сообщает о нем, что он отличался духовной мудростью, строгой жизнью и великим смирением. После пострижения в монашество Савва около 1350 г. был рукоположен в иеромонахи и назначен духовником братии. В 1392 г. после смерти Сергия Радонежского его избрали в игумены Троицкого монастыря. Но игуменствовал здесь он недолго и около 1398 г. переселяется в Звенигород по просьбе князя Юри Дмитриевича, духовником которого являлся.
"Житие" Саввы умалчивает о реальных причинах его ухода из богатого Троицкого монастыря. Очевидно, Савва после смерти своего учителя захотел занять при дворе такое же почетное положение, какое занимал Сергий Радонежский при Дмитрии Донском. Но при сыне Дмитрия великом князе Василии I эту роль уже играл митрополит Киприан, и Савве, вероятно, более привлекательным казалось занять подобающее место при дворе звенигородского князя. Переселившись на Сторожевскую гору близ Звенигорода, Савва выстроил там деревянную церковь Рождества Богородицы и вскоре собрал многих иноков. Для уединения он ископал пещерку, в которой долгое время проводил в молитве и благочестивых размышлениях. После победоносного похода 1399 г. на болгар князь Юрий Дмитриевич дарит монастырю многочисленные владения, в том числе села Белжинское и Усть-Розвадню, последнее из которых становится подмонастырским. Обитель была освобождена от дани и пошлин, в ней строится каменный храм. Савва дожил до глубокой старости и, согласно "Житию", написанному игуменом Хутынского монастыр Маркелом, скончался 3 декабря 1406 г, около 80 лет от роду, из которых около 60 лет совершал иноческий подвиг.
Благодаря покровительству князя Юрия Дмитриевича, монастырь очень скоро становится важнейшей обителью Звенигородского края, обладающей значительным богатствами. Все последующие удельные владельцы города, хорошо понимая значение духовной власти, поддерживали обитель.
Но наибольший расцвет монастыря падает уже на XVII в. - время правления царя Алексея Михайловича. Это был период создания нового архитектурного ансамбля и прославлени его основателя преподобного Саввы Сторожевского. 19 января 1652 г. в присутствии царя, патриарха Иосифа и новгородского митрополита, впоследствии знаменитого Никона, торжественно были обретены нетленные мощи Саввы.
К этому моменту уже полным ходом шел процесс возобновления монастырского ансамбля, пострадавшего в Смутное время. Возрождение монастыря началось с восстановления Рождественского собора, где с мая 1649 г. группой царских иконописцев из 27 человек были расписаны по золотому фону основной объем храма, приделы и алтари. Ядро артели, возглавлявшейся замечательными иконописцами Степаном Рязанцем и Василием Ильиным, составляли художники, работавшие в соборах московского Кремля. Одновременно в Москве живописная дружина Карпа Тимофеева изготовляла сохранившийся до наших дней уникальный иконостас, оклады для которого выполнили мастера Оружейной палаты. В том же 1649 г. неподалеку от слободы были заложены два кирпичных завода, где изготовлялся кирпич для работ в монастыре. (Уже в советское время археологи выявили их остатки и выяснили местоположение). В 1650-1652 гг. строители возвели монастырские стены с семью башнями, в результате чего территория обители заметно расширилась. Был создан уникальный ансамбль, включающий Красную башню с церковью в честь небесного патрона царя - св. Алексе Человека Божьего, а также Троицкую (первоначально Сергиевскую) надвратную церковь. Ее высокий подклет удачно использован зодчими для оформления трех маршей лестниц, а плоскости стен декорированы архитектурными элементами в стиле своеобразного русского барокко. Первый этап строительства монастыря осуществлялся под руководством А. Шахова и Н. Бобарыкина.
Строительство внутри монастырских стен продолжалось почти на протяжении всей второй половины XVII в. Постройки, заложенные при царе Алексее Михайловиче, достраивались и видоизменялись при его детях. Особенно бурной была строительная деятельность в короткое время правления царевны Софьи. Вокруг древнего Рождественского собора поднялись Царский дворец и Царицыны палаты, братские корпуса, трапезная палата, Преображенска церковь и звонница, обладавшая уникальным собранием колоколов. Самый большой из них, славившийся своим звоном, весом в 2125 пудов и 30 гривенок, был отлит в 1668 г. "государевым пушечным и колокольным мастером" Александром Григорьевым (колокол погиб в 1941 г.). Северо-восточную часть монастыря заняли хозяйственные постройки, а северо-западную - больничные палаты с церковью Иоанна Лествичника.
Покровительство царя выразилось в огромных земельных вкладах монастырю, в результате чего он быстро выдвигается в число крупнейших духовных землевладельцев. Расширение земельных богатств монастыря шло главным образом за счет приписки к нему других, более мелких обителей. Свое усердие к монастырю засвидетельствовали и дети Алексея Михайловича. При царе Федоре Алексеевиче обитель была названа "комнатным государевым монастырем". Особое покровительство оказывала ему царевна Софья, нашедшая в 1682 г. в его стенах приют во врем стрелецкого бунта.
Перемены в жизни монастыря отразились и на слободе. Судя по описанию 1624 г., в ней насчитывалось 12 дворов, а к 1678 г. в слободе было уже 5 подьяческих дворов, 26 дворов служилых людей, конюшенный двор, 12 дворов конюхов, 8 дворов поварских, 8 дворов мастеровых людей, 10 дворов кузнецов и 3 двора служебников. Все эти люди обслуживали хозяйство монастыря. По другую сторону речки Розвадни (Сторожки) располагалась Стрелецкая слобода, в которой имелось 48 дворов, а на противоположном берегу р. Москвы лежала подмонастырская слободка из 38 дворов. По данным 1705 г. в подмонастырной слободе находилось 130 дворов разных чинов людей и 10 пустых дворов даточных солдат. При монастыре располагались конюшенный, гостиный и садовенные дворы.
В XVIII в. монастырь утрачивает свою былую роль. В годы петровских преобразований он лишь формально оставалс владельцем больших земельных угодий, которыми фактически распоряжалось правительство. Картину упадка монастыря живописал тогдашний архимандрит Сильвестр: "...в прошлых годах... была обитель святая во всем изобильна, а ныне уничтожена и обнищена, и явственно в запустение приходит, а мы нищетою стеснены, гладом истаиваем, и сама обитель наша святая от многия кровельныя течи с нами непрестанно плачет, видя свое разорение, понеже строени ея все обветшали, кровли и своды разваливаются, а построить нам не на что...".
К середине XVIII в. сильно обветшавшие монастырские постройки требовали срочного ремонта. После одного из пожаров много лет без кровли стоял Царский дворец. Монастырская казна была пуста, и, пытаясь найти хоть какой-то выход, власти обители решились возложить дополнительные налоги на монастырских крестьян. Ответом стали волнения крестьян, продолжавшиеся с весны до глубокой осени 1760 г., кульминацией которых явилось столкновение крестьян с присланой из Москвы воинской командой на Турицыном лугу под монастырем, названное в документах "совершенным сражением". Только в декабре, после присылки новых солдат и объявления крестьянам, что воинская команда будет жить за их счет, волнения улеглись.
Во второй половине XVIII в. начались ремонтные и восстановительные работы. Этому способствовало то, что императрицы Елизавета и Екатерина II дважды посещали монастырь. В 1764 г. все владения монастыря были секуляризированы, а сам он причислен к обителям первого класса. Сохранилось описание монастыря 1800 г. В Рождественской церкви покоились в серебряной раке мощи Саввы. Рядом с Преображенской церковью располагалась колокольня с часами и колоколами. Трехэтажный корпус рядом с колокольней занимали "рухлядная" и семинария. К третьей церкви во имя Сергия Радонежского был присоединен настоятельский корпус, а рядом размещался братский корпус, где жили монахи. Всего их вместе с настоятелем тогда было 31 человек. В хозяйственных корпусах размещались свечна мастерская, казначейская, припасная и просвирная. Отдельно стояла деревянная кузница. Вне монастыря располагалс конюшенный двор, при котором были устроены покои дл приезжих. В подмонастырной слободе числилось 84 двора, в которых проживало 207 мужчин и 246 женщин.
В войну 1812 г. с 31 августа по 15 октября в монастыре стоял двадцатитысячный корпус вице-итальянского корол Евгения Богарне, от которого он значительно пострадал. В середине XIX в. в Саввинской слободе числилось уже 109 дворов, где проживало более 600 человек. Ежегодно здесь устраивались две ярмарки - в десятую пятницу после Пасхи и 8 июля.
Во второй половине XIX в. село с его на редкость живописными окрестностями становится необычайно привлекательным дл художников. Стоит упомянуть лишь некоторых из живших и творивших здесь - К. Саврасова, братьев Коровиных, И. Левитана. Октябрьская революция внесла много нового в жизнь здешних мест. Монастырь был закрыт, а в его зданиях разместился музей. Рядом были устроены дома отдыха. По переписи 1926 г. в Саввинской слободе числилось 158 дворов, где жило 768 человек, размещались сельсовет, школа первой ступени и два дома отдыха (Наркомата связи и имени А. И. Рыкова).
Ныне Саввинская слобода является одним из привлекательнейших мест отдыха под Звенигородом. Ежегодно тысячи туристов посещают комплекс Саввинского монастыря. По данным переписи 1989 г. в селе находилось 312 хозяйств и 927 человек постоянного населения.
Лит.: Брунов Н. И. Собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода//Труды этнографо-археологического музея МГУ. М., 1926. Т. 2; Вздорнов Г. И. К архитектурной истории Саввино-Сторожевского монастыря//Памятники культуры исследование и реставрация. М., 1961. Вып. 3. С. 110-122; Виды Савинского монастыря. М., 1898; Голицын Н. С. Саввин Сторожевский монастырь. СПб., 1879; Дементьев Е. И. Приходно-расходные книги Савво-Сторожевского монастыря как источник для изучения экономического положения центра России во второй половине XVII в.//Археографический ежегодник за 1962 г. М., 1963. С. 184-191; Он же. Савво-Сторожввский монастырь и его крестьяне во второй половине XVII в. Автореферат канд. дисс. М., 1984; Ефрем, иеромонах. Торжество 500-летия звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря 4-9 сентября 1899; Коробкин С. С. Саввин Сторожевский монастырь в его прошлом и настоящем. М., 1989. (3-е изд. М. 1914); Корсунский И. Н. Саввин Сторожевский звенигородский монастырь. М., 1898; Косточкин В. В. Саввино-Сторожевский монастырь в XVII-XVIII вв. (по записям современников и неопубликованным архивным чертежам)// Сообщения института истории искусств АН СССР. М., 1958. N 12. С. 112-128; Красновы Ю. А. и Н. А. Кирпичные заводы XVII в. в окрестностях Звенигорода//Краткие сообщения института археологии. М., 1969. Вып. 120. С. 126-128; Смирнов С. К. Историческое описание Саввина Сторожевского монастыря. М., 1846. (2-е, испр. и доп. изд. М., 1860, 3-е изд. М., 1877); Успенский А. И. Саввин-Сторожевский монастырь// Художественные сокровища России. 1904. Т. IV. N 5. С. 61-106; Фиалковский П. В. Из прошлого монастыря. Очерки по истории быв. Савво-Сторожевской обители. Звенигород, 1930; Шепяпина Н. С. Археологическое изучение памятников архитектуры начала XVI в. в Саввино-Сторожевском монастыре//Средневековая Русь. М., 1976. С. 303-309; Юшко А. А., Чернов С. 3. Из исторической географии Московской земли (по итогам полевых работ 1976 г.)//Советская археология. 1980. N 2. С. 116-125.
В. А. Кондрашина, К. А. Аверьянов
|