ДЯДЕНЬКОВО
В сохранившихся источниках деревня Дяденьково впервые упоминается в 1558 г. Звенигородская писцовая книга сообщает, что село Дядинково (так оно тогда называлось) находилось в вотчине Владимира Игнатьевича Салтыкова и в нем была церковь во имя святого Мины Великого. Предшествующих документов по истории этих мест до нас не дошло, хотя несомненно, что село к тому времени насчитывало не один год своего существования. Некоторые указания на время возникновения села дает факт, что в нем имелся храм во имя святого Мины (константинопольского патриарха VII в., позднее канонизированного), что было очень редким на Руси. Можно предположить, что его заложил один из первых владельцев, носивший, как и его небесный патрон, столь редкое имя. Им, очевидно, был боярин Ивана Калиты Мина, вошедший в русскую историю участием в погроме Ростова, устроенном московским князем в начале 30-х годов XIX в. Одним из последствий этого события было то, что многие ростовцы переселились в пределы Московского княжества. Среди них был и будущий святой Сергий Радонежский.
После Владимира Игнатьевича Салтыкова Дядинково отдается в поместье звенигородцу Андрею Андреянову, а описание 1624 г. упоминает деревню (церковь была уничтожена в Смутное время) с одним двором помещика во владении сына боярского "царицына чину" Ивана Щедрикова, получившего ее в 1622 г. После него деревня с тремя пустошами принадлежала в 1645 г. Федору Голенищеву, а в 1678 г. мелким служащим Кормового Дворца Петру и Герасиму Суровцовым. При них в деревне состояло два помещичьих двора (в них 8 человек) и один двор "задворный", где было три человека. Спустя четыре года владельцем деревни значится патриарший боярский сын Иван Федорович Лызлов. Ничем особенным он не выделялся, зато его сын Андрей Иванович известен как один из первых русских историков. С 1676 г. он служит стольником, участвует в Крымских и Азовских походах. Сравнительно рано он приобрел интерес к прошлому и в 1682 г. перевел фрагменты из "Хроники" польского историка М. Стрыйковского, а несколько позже сочинение С. Старовольского "Двор цесаря турецкого". К 1692 г. относится завершение работы над "Скифской историей" - главным трудом его жизни. В ней он описал борьбу русского народа и его соседей с татарами и турками, доведя изложение до конца XVI в. Благодаря тому, что при ее написании историк использовал очень широкий круг источников, она уже в рукописи получила широкое распространение, а через несколько десятилетий ее дважды издал видный просветитель Н. И. Новиков.
В 1695 г Андрей Иванович Лызлов променял свое поместье стольнику Моисею Григорьевичу Овцыну. При нем, спустя год, в Дядинкове была выстроена вновь деревянная церковь во имя великомученика Мины.
Переписная книга 1705 г. фиксирует село Дядинково, Никольское тож, за Моисеем Григорьевичем Овцыным, и в нем имелись двор вотчинника и храм, рядом с которым располагались дворы причта. (Второе название "Никольское" село получило по располагавшемуся рядом сельцу Никольскому, Вантееву тож, которое к концу XVII в. полностью сливается с Дядинковым). Но в том же году Овцын продал Дядинково Андрею Боеву, а в 1709 г. им владел барон Петр Павлович Шафиров.
У барона Шафирова была очень интересная судьба. Его отец был евреем, родившимся в Смоленском воеводстве. После присоединения Смоленска к Русскому государству он переехал в Москву, был крещен с именем Павла Филипповича и приглашен на службу в Посольский приказ, где нуждались в людях, знающих иностранные языки. Здесь, кроме перевода официальных бумаг и разного рода книг, он вел торговлю, при царе Федоре получил дворянство, а в 1669 г. у него родился сын Петр. Для своего времени он был хорошо образован, изучив французский, немецкий, латинский, польский и голландский языки, обучившись им частью от отца, частью от живших в Москве иностранцев. Свою деятельность начал, помогая отцу торговать. Сохранилось предание, что Петр I увидел его впервые в торговой лавке близкого родственника купца Евреинова.
С 1691 г. он служит в Посольском приказе. Впервые выдвинул его Гавриил Иванович Головкин, дав чин вице-канцлера. Шафиров принимал участие в подготовке различных договоров. В 1711 г. именно он заключил с турками Прутский мир, и сам вместе с графом М. П. Шереметевым остался у них в заложниках. В 1723 г. Шафиров за свои прегрешения был лишен особой комиссией из 10 сенаторов чинов, титула и имения. Взойдя на престол, Екатерина I вернула ему титул, и в дальнейшем, вплоть до своей кончины в 1739 г., он активно занимается дипломатической деятельностью.
В историю села Шафиров вошел лишь тем, что при нем в 1715 г. возведена деревянная церковь.
В 1727 г. Дядинково принадлежало Гавриилу Михайловичу Овцыну, племяннику Моисея Овцына, а в 1724 г. досталось по наследству его родной сестре Авдотье Михайловне Прончищевой, а затем перешло к ее сыну Алексею Петровичу Прончищеву.
По сведениям 1786 г. Дядинково значилось владением инженер-майора Егора Бланкнагелева. За ним в Дядинкове и сельцах Анашкине и Подхлестине числились 202 ревизские души. "Экономические примечания" конца XVIII в. упоминают сельцо в собственности генерал-майорши Пелагеи Ивановны Бланкнагелевой. Здесь было 8 дворов, где жили 24 мужчины и 18 женщин.
Через полвека, по материалам 1852 г., деревня принадлежала ротмистру Егору Васильевичу Каразину, жившему здесь постоянно, и на 9 дворов приходилось 39 мужчин и 33 женщины. В 1890 г. в ней проживало 111 человек, а перепись 1926 г. отметила 23 крестьянских хозяйства и 123 жителя (52 мужчины и 71 женщину). Серьезный удар деревне нанесла Великая Отечественная война. Дяденьково было сожжено. Соседняя древня Торопенки (в XVI в. она упоминается как Подхлестина) так и не смогла возродиться вновь.
Перепись 1989 г. зафиксировала в Дяденькове всего 2 хозяйства. Постоянного населения не было.
Лит.: Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы... М., 1882. Вып. 2. С. 46-51.
К. А. Аверьянов
|