На главную страницу
Публикации
Духовное развитие
Предисловие к книге Патанджали "Йога-сутры"
VIBHUTIPADAH (о способности разума) глава 3 часть 2

3-23

Различные качества, такие, как дружелюбие, сочувствие, удовлетворенность, могут быть исследованы самъямой. Это позволяет узнать, как укрепить выбранное качество.

Точно так же можно получить какое-нибудь специфическое физическое или ментальное мастерство.

3-24

Например, исследование самъямой физической силы слона может дать силу слона.

Это, конечно, не значит, что мы станем такими же сильными, как слон, но силу, пропорциональную размерам человеческого тела, мы приобретем.

3-25

Направление разума на исследование самой жизненной силы посредством самьямы и удержание этого направления дает возможность постигать тонкие различия и понимать, что мешает глубокому изучению.

При отсутствии таких замечательных качеств наше наблюдение существенно ограничено.

3-26

Самьяма может быть направлена на космос. Ниже даются несколько примеров:
Исследование самъямой солнца дает обширные знания о планетных системах и областях космоса.

3-27

Исследование самъямой луны дает глубокое знание положения звезд в различное время.

Наблюдение различных фаз луны, ее затмений и орбиты дает нам знание звездного небосвода, включая звезды и созвездия.

3-28

Нам на земле кажется, что звездный небосвод вращается вокруг Полярной звезды, поэтому

Исследование самъямой Полярной звезды дает знание об относительном перемещении звезд.

3-29

Даже различные части тела могут быть объектом самьямы.

Исследование самъямой области пупка дает знание о различных органах тела и их расположении.

Из-за его положения в центральной области, в которой размещены многие жизненно важные органы, а также каналы поступления жизненной энергии в момент развития плода в чреве матери, пупок считается местонахождением некоторых телесных сил.

3-30

Исследование самъямой горла дает понимание причин возникновения жажды и голода. Это позволяет контролировать проявление их крайних симптомов.

Подобно пупку, горло является важной жизненной областью. Наша предрасположенность к пище определенного вида, голод и жажда ощущаются в этой точке.

3-31

Исследование самъямой области груди и исследование чувств, возникающих в этой области в различных физических и умственных состояниях, дает средство оставаться стабильным и спокойным даже в стрессовых ситуациях.

У многих людей симптомы стресса и беспокойства ощущаются в области груди. Физические позы могут воздействовать на ментальные состояния, и наоборот. К примеру, постоянная сутулость может быть результатом неуверенности в себе.

3-32

Исследование самьямой источника высших умственных способностей индивидуума может развить сверхнормальные способности.

Благодаря этому мы можем получить поддержку божественных сил со всеми вытекающими отсюда последствиями.

3-33

Все может быть понято. После каждой попытки возникает новое, спонтанное понимание.

3-34

Сердце считается местонахождением разума.

Исследование самъямой сердца вполне определенно проявляет качества ума.

Такое возможно только в состоянии полного спокойствия. Нам сложно определить цвет воды в озере, если на озере шторм.

3-35

Разум, который изменяется, и Воспринимающий, который не изменяется, схожи, но имеют разный и различимый характер. Когда разум направлен вовне и машинально реагирует на объекты, возникает либо удовольствие, либо боль. Однако когда в определенный момент индивидуум начинает исследовать саму природу связи между Воспринимающим и восприятием, разум отсоединяется от внешних объектов, и тогда возрастает понимание самого Воспринимающего.

Пребывая под влиянием внешнего стимула, разум остается всего лишь механическим инструментом.

И результаты восприятия могут оказаться искаженными. Искажения происходят внутри воспринимающего органа. Каким бы хорошим ни было зрение, если затемнено стекло, объект нечеток. Используя исследование самъямой и упражнения йоги, основанные на сутре 2-1, мы можем вглядеться в механизм ментальной активности и добиться того, что наш разум сможет отсоединиться от внешних целей. Именно в этот момент становится очевидным и понятным сам источник восприятия.

3-36

Тогда личность начинает обладать экстраординарными способностями к восприятию.

3-37

Но разум подобен обоюдоострому мечу. Особые качества, приобретенные благодаря самъяме, могут создать иллюзию свободы. Но это не то состояние, которое свободно от ошибок.
Для индивидуума, который может вернуться к состоянию рассеянности, это экстраординарное знание и способности, полученные посредством самьямы, весьма ценны. Но для того, кто стремится к стабильному состоянию йоги, результаты самьямы сами по себе являются помехами.

Случайные преимущества, полученные на промежуточных этапах, не следует путать с конечными целями. Каким бы ни был приятным полученный опыт, поскольку мы отправились в путешествие, он не может заменить намеченного пункта назначения. Например, на пути к заснеженным вершинам мы устраиваемся на берегу озера и наблюдаем за прекрасными белыми лебедями, забыв навсегда о нашей исходной цели.

Предупредив об ограничениях самьямы, Патанджали продолжает раскрывать ее другие возможности.

3-38

Разум - это хранилище опыта. Опыта, различного для каждого отдельного индивидуума. Кроме того, его функции ограничены индивидуальностью, которой он принадлежит. Поэтому разум становится изолированной крепостью, сопротивляющейся любой попытке вторжения.

Исследуя причины косности, поражающей разум личности, и исследуя средства смягчения этой косности, мы открываем огромные потенциальные возможности в преодолении собственных ограничений.

Разум должен обладать способностью видеть результаты прошлых действий, препятствующих ясному восприятию. Благодаря систематическим упражнениям в пранаяме и других дисциплинах, границы ментальной активности могут быть расширены до влияния на остальных людей.

Учитель, стремящийся преобразовать тупого или закомплексованного ученика, должен обладать такой способностью.

3-39

Физическая боль тесно связана с разумом. Ребенок, полностью погруженный в игру, не ощущает голода. Но позже он закатывает истерику, требуя пищи. Физические проявления ощущений, таких, как, скажем, боль, связаны с разумом посредством жизненных сил, пронизывающих тело.

Эти силы могут перенаправляться благодаря определенным упражнениям, и, в зависимости от их конкретных модификаций, могут достигаться различные эффекты.

Овладев силами, передающими ощущения от тела к разуму, можно управлять внешними стимулами. Например, кто-то может вытерпеть воздействие водой любой температуры или уколы колючками, или ходить по неустойчивой поверхности, или далее чувствовать себя таким же легким, как воздушный шар.

Холод, тепло, колючки - эффект их воздействия относителен. Лето в Арктике может кому-то, привыкшему к тропикам, казаться зимой, а кто-то, привычный к арктическим холодам, может посчитать тропическую зиму невыносимо жаркой. Индийский крестьянин, идя по пружинящему полю, может чувствовать себя так же комфортно, как житель Нью-Йорка, гуляющий по бетонной мостовой.

3-40

Различные виды жизненной силы (праны) выполняют различные задачи и, следовательно, проявляются на физическом плане в различных участках тела. Например, самана отвечает за пищеварение и проявляется в области пупка.

Овладев искусством управления саманой, можно научиться управлять температурой тела.

3-41

Мы знаем, что звук распространяется в пространстве.

Исследование самьямой связи между слуховым восприятием и пространством развивает исключительный слух.

3-42

Человек давно интересуется связью между физическими объектами и пространством. Почему птицы летают, а камень падает?

Исследовав самьямой связи между телом и пространством, а также исследовав свойства объекта, который может летать подобно хлопковому пуху, можно получить знания о перемещении в пространстве.

И снова это не означает, что мы можем научиться физически летать, но мы можем понять, что такое летать. Точно так же свойства хлопкового зернышка не позволяют ему летать, но зерно, перешедшее в стадию пуха, легко летает.

3-43

Исследуя эти явления и развивая условия, при которых разум не искажает восприятие, мы достигаем экстраординарных способностей, с помощью которых можно исследовать другие разумы. Облака, мешающие правильному восприятию, уменьшаются до минимума.

Такое развитие происходит поэтапно. Мешающие облака - это помехи, описанные в сутре 2-3.

3-44

Исследование самъямой процесса происхождения материи во всех ее формах, представлениях и используемых видах может развить способность управлять энергиями стихий.

Материя состоит из элементов в различных, но взаимосвязанных формах. Каждый элемент существует отдельно, а их совокупность есть основа наблюдаемых нами объектов. И если мы не знаем их природу, мы сталкиваемся с проблемами управления материей, в том числе и собственным телом.

3-45

Поэтому, Когда индивидуум может управлять энергиями стихий, они более не отвлекают его. Тело достигает совершенства и развиваются экстраординарные способности.

Эти способности включают возможность изменять тело в сторону увеличения инерционности, увеличения легкости и т.п.

3-46

Совершенство тела означает внешнюю привлекательность, физическое здоровье и необычайную физическую силу.

3-47

Мастерство управления чувствами достигается с помощью исследований самьямой:
- способности чувств обозревать соответствующие объекты,
- того, как эти объекты понимаются (как индивидуум опознает объект),
- взаимосвязи объекта, чувств, разума и Воспринимающего,
- того, что получается от такого восприятия.

Для осуществления наблюдения объект, чувства и разум должны быть связаны между собой. Это возможно благодаря способности Воспринимающего (его разума и чувств) регистрировать объект. Кроме того, три общие характеристики, которыми обладают и разум, и чувства, и объект (т.е. инерционность, активность и ясность), способствуют восприятию.

3-48

Тогда отклик чувств будет таким же быстрым, как и реакция разума. Их восприятие станет острым, и у индивидуума появится способность влиять на характеристики энергий стихий.

Посредством такой самъямы изменения, которым подвергаются элементы, будут контролироваться волевым усилием. И мы получим знания для осуществления таких изменений, точно так же, как химик, используя свои знания, может разложить морскую воду на составляющие ее химические компоненты.

3-49

Когда получено ясное понимание различия между Воспринимающим и разумом, становятся известными все состояния разума и то, что на них воздействует. Разум становится совершенным инструментом безупречного восприятия всего, что необходимо знать.

3-50

Эти экстраординарные способности, которые мы можем получить посредством самьямы, не должны быть конечной целью. Действительно,

Свобода, являющаяся конечной целью йоги, достигается только тогда, когда отвергается желание получить экстраординарное знание и полностью контролируется источник возмущений.

3-51

В противном случае, попытка занять более высокое положение среди окружающих с помощью полученых знаний посредством самъямы должна быть пресечена. Иначе индивидуум придет к неприятным последствиям, подобным тем, которые возникают из-за всех помех в йоге.

И эти помехи включают в себя смещение ценностей. Когда уважение окружающих за глубокие знания значит больше, чем свобода от болезненных последствий своих действий, падение неизбежно.

3-52

Самьяма на время и его течение приводит к абсолютной ясности.

Ясность есть способность отчетливо видеть различие между объектами и видеть отдельный объект полностью без помех. Время относительно, его существование определяется сравнением одного момента с другим. Единицей времени, в действительности, является факт фиксации изменения. Изменение - это замена одной характеристики другой.

Связь между временем и изменением - вот то, что должно быть исследовано данной самьямой.

3-53

Ясность позволяет различать объекты даже в тех случаях, когда различие не ясно. Очевидная похожесть не должна удерживать индивидуума от четкого восприятия выбранного объекта.

3-54

Далее, такая ясность не является исключительной особенностью какого-то объекта, какой-нибудь ситуации или какого-то момента. Она не является результатом цепи логических рассуждений. Она непосредственна, спонтанна и всеобща.

3-55

Что такое свобода?

Свобода есть полная идентичность разума с Воспринимающим.
и не меньше. Тогда разум не имеет своих собственных характеристик.

Найти:на


Используются технологии uCoz