На главную страницу
Публикации
Особенности воспитания детей у разных народов
Двигательное развитие детей дошкольного возраста Греции


Антониос Камбас,
Николаос Аггелусис,
Николаос Софиадис,
Ирини Провиадаки,
Кирьякос Таксилдарис

Фракийский университет им. Демокрита, Комотини, Греция

Введение. Значение раннего стимулируемого развития с помощью специальных программ упражнений для предупреждения отклонений в двигательном развитии у детей дошкольного и раннего школьного возрастов в настоящее время признается всеми [6,11,17].

Эффективность специальных программ упражнений в большей степени зависит от пригодности диагностических методов, используемых для оценки двигательной результативности до начала воздействия программы [1,3]. Методы диагностирования двигательной результативности включают ряд тестов, с помощью которых измеряются его различные параметры. В последующем результаты обследования конкретного ребенка сравниваются с результатами таблицы показателей для каждой возрастной группы. При отклонениях показателей обследуемого от показателей, характерныхдля данного возраста, делаются выводы об уровне двигательного развития [4, 8, 10]. Необходимое условие для использования любого метода диагностирования двигательного развития - наличие таблиц показателей величин двигательного развития для каждой возрастной группы.

Одним из известных и достоверных комплексов для оценки двигательного развития детей дошкольного возраста (4-6 лет) является Motoriktest fuer vierbis sechsjaehrige Kinder (MOT 4-6), который разработан в Германии Zimmer & Volkamer [19]. Комплекс основывается на исследованиях и работе Озерецкого [13], как и на других известных на сегодня тестах. Достоверность теста равна 0,85, объективность - 0,88. Комплекс МОТ 4-6 состоит из 18 тестов и может быть легко использован всеми преподавателями. Оценка уровня двигательного развития с помощью комплекса МОТ 4-6 используется в дальнейшем для выявления отклонений в двигательном развитии и для разработки программ развивающих упражнений у детей дошкольного возраста с двигательными проблемами и без них. Для использования комлекса составляют таблицы с показателями двигательного развития для возрастных групп, в которых он применяется. Однако в эти таблицы включают показатели величин двигательного развития детей Германии, которые, возможно, могут отличаться от аналогичных показателей детей Греции. В результате пригодность этих таблиц для предупреж дения отклонений в двигательном развитии детей Греции сомнительна. Чтобы можно было использовать комплекс МОТ 4-6 для достоверного диагноза двигательного развития детей дошкольного возраста в Греции, необходимо вначале осуществить стандартизацию комплекса и построить для каждой возрастной группы таблицы показателей величин двигательного развития.

Цель настоящего исследования - предварительная оценка пригодности комплекса МОТ 4-6 для детей дошкольного возраста Греции.

Методы. Выборка. Использовался метод случайной выборки 300 детей (n=300) в возрасте 48 - 71 месяца (М=59,79, SD=6,42), из них 150 девочек (n1) и 150 мальчиков (n2 ), которые обучались в государственных детских учреждениях Греции в 1988/99 учебном году.

Описание тестов комплекса:

1. Прыжки внутрь гимнастического обруча.рыжки двумя ногами в него и из него. Тест используется для подготовки ребенка к процессу измерения без описания его результатов.

2. Равновесие во время движения вперед. Движение на поверхности макета размером (200 х 10 cм), установленного на полу, со свободой выбора шагов, без обуви. Оцениваются динамическое равновесие, устойчивость направления и чувство осязания.

3. Точки на листе (tapping). Отмечаются одной ручкой точками на листе А4 в течение 10 с. Оценивается скорость движения.

4. Захват платка пальцами ног. Захват платка размером 40 х 40 cм пальцами ног в течение 5 c. Тест выполняется вначале одной ногой, затем другой. Оцениваются координация пальцев ноги и статическое равновесие.

5. Боковые прыжки через веревку. Прыжки в течение 10 c двумя ногами через веревку длиной 2 м, которую складывают, чтобы она была длиной 50 cм. Оцениваются частота движения и прыжковые возможности.

6. Захват палочки. Захват палочки, которую исследователь отпускает в вертикальном направлении без предупреждения. Палочка длиной 80 cм делится на 4 части, по 20 cм каждая. Выполняется тест ведущей рукой, оценивается скорость зрительной реакции.

7. Перенос мячей в коробку. Три теннисных мяча переносятся из одной коробки в другую, каждый раз по одному. Оцениваются скорость передвижения с изменением направления, точность движения и ориентация в пространстве.

8. Равновесие во время движения спиной вперед: Движение спиной вперед по макету размером 200 х 10 cм, установленному на полу, со свободой
выбора шагов, без обуви. Оцениваются динамичес кое равновесие, устойчивость направления и чувство осязания .

9. Бросок в цель. Бросок теннисного мяча в цель с расстояния 3 м. Цель - круг диаметром 40 cм - находится на высоте 1,70 м от пола. Оценивается точность глаза, руки и всего движения.

10. Укладывание спичек. 40 спичек укладывается в спичечную коробку одновременными движениями обеими руками. Оцениваются точность движений, координация и точность движений пальцами.

11. Прохождение через гимнастический обруч. Прохождение через гимнастический обруч в боковом и фронтальном направлениях. Исследователь держит обруч вертикально на некотором расстоянии от пола. Оцениваются гибкость и форма тела.

12. Прыжок на одной ноге через гимнастический обруч. Прыжок на одной ноге через гимнастический обруч и удержание равновесия в течение 5 c. То же на другой ноге. Оценивается динамическое и статическое равновесие.

13. Ловля цепочки. Ловля цепочки, которую бросает исследователь, находящийся на расстоянии 4 м от ребенка. Оцениваются скорость реакции и скорость предвидения .

14. "Jumping Jack". В течение 10 c выполняются продолжительные ритмические подпрыгивания с чередованием внимания между объектом и одновременным разведением -сведением конечностей. Оцениваются координация движений рук, ног и способность к ритму.

15. Прыжок через веревку. Прыжок двумя ногами через веревку, которая натягивается горизонтально между двумя опорами на высоте 35 cм от пола. После первой удачной попытки высота увеличивается до 45 cм и тест повторяется. Оценивается прыжковая способность.

16. Горизонтальное положение лежа лицом вверх-вбок-лицом вниз. Вращение тела вокруг своей оси с места с вытянутыми над головой руками и с полностью вытянутым телом. Оценивается способность поддержания мышечного тонуса во время выполнения движения с чередованием положения тела.

17. Выпрямление -приседание с мячом из положения на корточках. Выпрямление из положения присев и обратное приседание, удерживая мяч над головой. Тест выполняется без изменения положения тела, рук и мяча. Оценивается динамическое равновесие в затрудненных условиях.

18. Подпрыгивание на обруче с полувращени ем. Выполнение прыжка двумя ногами с поворотом на 180о вокруг вертикальной оси тела так, чтобы приземление получилось в середине обруча. Сразу следует второй прыжок с полуоборотом в направлении вне обруча в первоначальное положение. Оцениваются прыжковая способность, динамическое равновесие и ориентация в пространстве.

Результаты каждого теста оцениваются величинами от 0,1 до 2 ( отличный показатель - 2). Затем показатели всех тестов суммируются и вычисляется общий показатель всего комплекса, отличная оценка - 34 единицы.

Процедура тестирования. Измерения осуществлялись в закрытом помещении строго по инструкции [19]. Комплекс применялся без разминки (разогревания) обследуемых. Измерения проводились для каждого ребенка отдельно, без присутствия в помещении других детей, в течение 20 мин.

Для стандартизации комплекса выборку разделили на следующие возрастные группы, что и предлагают Zimmer & Volkamer [19]:

1-я группа - дети в возрасте 48 - 53 месяцев

2-я группа - дети в возрасте 54 - 59 месяцев

3-я группа - дети в возрасте 60 - 65 месяцев

4-я группа - дети в возрасте 66 - 71 месяца.

Результаты. Вначале использовали анализ колебаний для двух величин (ANOVA two way) для установления влияния производных возраста и пола на общий результат комплекса. Модель анализа: 4 (возрастные группы) х 2 (пол). Результаты показали наличие статистически достоверного влияния показателя возраста (F3.288 = 32,3, p < 0,001) и его отсутствие у показателя пола (F1.288 = 0,19, p=0,734). Вдобавок тест множественных сравнений Scheffe показал, что все возрастные группы значительно различались между собой. В дальнейшем для контроля влияния возраста и пола на результаты всех тестов комплекса реализовали производный анализ соотношений в таблице 300 линий и 19 графов. В графах таблицы поместили результаты отдельных тестов комплекса и величины возраста и пола, но в линиях испытуемых. Из анализа выделились 2 производных с частными 0,31 и 0,03, соответственно.

Первое производное содержало общее значение достоверности информации, объясняя 32,72% колебаний величин таблицы данных и образуя две группы показателей . Характерным для этого производного является большое различие между минимальным и максимальным показателями в тестах комплекса, как в младших, так и в старших возрастных группах ( табл. 1).

На другой стороне линии (аксона) появились высокие величины показателей тестов комплекса, то же - и в старшей возрастной группе (табл. 2).

Величины показателя пола не классифицирова лись ни в какую сторону первого производного, это свидетельствует о том, что он не влияет на результативность испытуемых в тестах комплекса.

Следовательно, первое производное показывает, как возраст влияет на результаты. Согласно этому производному хорошие показатели имеют дети старшей возрастной группы и плохие и средние - младшей возрастной группы.

Затем вычисляли процентные места (percentiles) испытуемых на основании общей результативности в комплексе. Процентные отношения вычисляли для каждой возрастной группы (табл. 3-6).

Для лучшего понимания результатов таблицы введен показатель значений с пятью категориями. Первая категория соответствует результативности 1-20-го процентного места каждой возрастной группы и характеризует группу с низкой результативнос тью. Вторая категория содержит результаты 20-40-го процентного места и характеризует группу с результативностью ниже средней. Третья категория - с 40- 60-процентными местами - характеризует группу со средней результативностью. Четвертая группа - с 60-80-процентными места - характери зует группу с результативностью выше средней и, наконец, пятая категория включает результаты с 80-го места и выше для каждой возрастной группы и характеризует группу высоких значений (высшая категория результативности).

Обсуждение. В настоящем исследовании оценивалось двигательное развитие мальчиков и девочек дошкольного возраста - 48-71 месяца. Согласно результатам общее развитие мальчиков значительно не отличалась от такового у девочек. Это подтверждают данные предыдущих исследований, которые также не выявили различий в двигательном развитии между мальчиками и девочками дошкольного возраста [7, 9, 16, 19].

Вместе с тем выяснилось, что общая результативность в комплексе МОТ 4-6 достоверно различается между четырьмя возрастными группами, на которые были разделены испытуемые. Статистически достоверные различия также обнаружены межде четырьми возрастными группами относительно всех значений в тестах комплекса. Значительные различия между одинаковыми возрастными группами выявили Zimmer & Volkamer [19], которые также использовали комплекс МОТ 4-6 для оценки двигательного развития. Аналогичные результаты получил и Schilling, оценивший двигательное развитие с помощью комплекса Hamm-Marburger Koerperkoordinations-test fuer Kinder. Имеется множество причин, приводящих к различным двигательным результатам в различных возрастных группах. Дошкольный возраст характеризуется взрывным(очень быстрым) развитием, и различия от года к году значительны [12, 16]. Так, старшие дети достигают в двигательной результативности более высоких показателей, чем младшие [4]. Это связано с тем, что нервные процессы созревания, в большей степени определяющие движения, ускоряются по причине участия детей дошкольного возраста в организованном обучении в детских дошкольных учреждениях. Одновременно на этой стадии происходит очень быстрая миелинизация двигательных и промежуточных нервных волокон, что очень важно для развития двигательных качеств [5]. В этом возрастном периоде увеличивается также толщина нервных клеток коры больших полушарий и возникают новые кровеносные сосуды, что в большой степени коррелирует с уровнем двигательного развития [14].

Таблица 1. Величины возраста и результатов в тестах комплекса на стороне первого произвоаного

Показатели Категория r
Возрастная категория 48-53
54-59
-1,03
-0,18
Равновесие во время движения вперед Плохой результат
Средний результат
-0,94
-0,11
Точки на листе А4 (tapping) Плохой результат
Средний результат
-0,00
-0,11
Захват платка пальцами ног Плохой результат
Средний результат
-0,84
-0,50
Боковые прыжки через веревку Плохой результат -0,42
Захват палочки Плохой результат -0,70
Перенос мячей в коробку Плохой результат -0,59
Равновесие во время движения спиной вперед Плохой результат -0,03
Бросок в цель Плохой результат -0,09
Складывание спичек в коробку Плохой результат -0,72
Прохождение через гимнастический обруч Плохой результат -0,59
Прыжок на одной ноге через гимнастический обруч Плохой результат -0,73
Ловля цепочки Плохой результат -0,50
"Jumping Jack" Плохой результат -0,59
Прыжок через веревку Плохой результат -0,98
Горизонтальное положение лицом вверх-вбок - лицом вниз Плохой результат -0,42
Выпрямление - приседание с мячом из положения приседа Плохой результат -0,78
Подпрыгивание на обруче с полувращением Плохой результат Средний результат -1,03 -0,48

Таблица 2. Значение возраста и результатов в тестах комплекса

Показатели Категория r
Возрастная категория 60-65
66-71
0,50
0,81
Равновесие во время движения вперед Хороший результат 0,23
Точки на листе А4 (tapping) Хороший результат 0,03
Захват платка пальцами ног Хороший результат 0,13
Боковые прыжки через веревку Хороший результат
Средний результат
0,97
0,72
Захват палочки Хороший результат
Средний результат
0,21
0,12
Перенос мячей в коробку Хороший результат
Средний результат
0,87
0,12
Равновесие во время движения спиной вперед Хороший результат
Средний результат
0,63
0,29
Бросок в цель Хороший результат
Средний результат
0,42
0,34
Складывание спичек в коробку Хороший результат
Средний результат
0,78
0,32
Пролезание через гимнастический обруч Хороший результат
Средний результат
0,10
0,09
Прыжок на одной ноге через гимнастический обруч Хороший результат
Средний результат
0,92
0,44
Ловля цепочки Хороший результат
Средний результат
0,81
0,08
"Jumping Jack" Хороший результат
Средний результат
0,89
0,20
Прыжок через веревку Хороший результат
Средний результат
0,72
0,13
Горизонтальное положение лицом вверх-вбок - лицом вниз Хороший результат
Средний результат
0,71
0,09
Выпрямление-приседание с мячом из положения приседа Хороший результат
Средний результат
0,40
0,08
Подпрыгивание на обруче с полувращением Хороший результат 0,53

Таблица 3. Процентные места общей результативности в комплексе МОТ 4-6 для аетей 48-53 месяцев

Процентные места Результативность МОТ 4-6 Категория
5 4 Низкие значения
10 6 Низкие значения
15 6 Низкие значения
20 7 Низкие значения
25 7 Значения ниже средних
30 8 Значения ниже средних
35 9 Значения ниже средних
40 10 Средние значения
45 10 Средние значения
50 11 Средние значения
55 11 Средние значения
60 12 Значения выше средних
65 12 Значения выше средних
70 12 Значения выше средних
75 13 Значения выше средних
80 14 Высокие значения
85 15 Высокие значения
90 16 Высокие значения
95 17 Высокие значения
100 20 Высокие значения

Таблица 4. Процентные места общей результативности в комплексе МОТ 4-6 для детей 54-59 месяцев

Процентные места Результативность МОТ 4-6 Категория
5 7 Низкие значения
10 8 Низкие значения
15 9 Низкие значения
20 10 Значения ниже средних
25 11 Значения ниже средних
30 12 Значения ниже средних
35 12 Значения ниже средних
40 13 Значения ниже средних
45 15 Средние значения
50 15 Средние значения
55 15 Средние значения
60 16 Значения выше средних
65 16 Значения выше средних
70 17 Значения выше средних
75 17 Значения выше средних
80 18 Высокие значения
85 19 Высокие значения
90 20 Высокие значения
95 22 Высокие значения
100 26 Высокие значения

Таблица 5. Процентные места общей результативности в комплексе МОТ 4-6 для аетей 60-65 месяцев

Процентные места Результативность МОТ 4-6 Категория
5 9 Низкие значения
10 11 Низкие значения
15 12 Значения ниже средних
20 13 Значения ниже средних
25 14 Значения ниже средних
30 15 Значения ниже средних
35 15 Значения ниже средних
40 16 Значения ниже средних
45 16 Средние значения
50 17 Средние значения
55 18 Средние значения
60 19 Значения выше средних
65 19 Значения выше средних
70 20 Значения выше средних
75 20 Значения выше средних
80 21 Значения выше средних
85 21 Высокие значения
90 22 Высокие значения
95 24 Высокие значения
100 27 Высокие значения

Таблица 6. Процентные места общей результативности в комплексе МОТ 4-6 для детей 66-71 месяца

Процентные места Результативность МОТ 4-6 Категория
5 10 Низкие значения
10 13 Низкие значения
15 15 Низкие значения
20 16 Значения ниже средних
25 16 Значения ниже средних
30 16 Значения ниже средних
35 17 Средние значения
40 18 Средние значения
45 18 Средние значения
50 19 Средние значения
55 19 Средние значения
60 20 Средние значения
65 20 Средние значения
70 21 Значения выше средних
75 22 Значения выше средних
80 23 Значения выше средних
85 23 Высокие значения
90 25 Высокие значения
95 27 Высокие значения
100 30 Высокие значения

Процентные отношения в каждой возрастной группе по показателям общей результативности в комплексе МОТ 4-6 показали, что результаты каждой возрастной группы были более низкими по сравнению к аналогичным показателям детей той же возрастной группы в Германии [19]. Низкая двигательная результативность у обследованных детей в Греции по отношению к показателям у детей аналогичной возрастной группы в Германии, возможно, объясняется различным характером двигательного развития детей в Германии. Одновременно необходимо отметить, что психокинетическое воспитание и процессы оценки двигательного развития являются обязательными в немецком дошкольном учреждении и используются в установленное учебным планом время [18]. Таким образом,дети в Германии имеют большой опыт обращения с предметами теста и располагают большим опытом в тонких двигательных координациях, которые оцениваются комплексом тестов. В греческих дошкольных учреждениях, напротив, психокинетическое воспитание, несмотря на его необходимость , не применяется на должном уровне. Даже в дошкольных учреждениях, которые располагают соответствующим инвентарем для психокинетического воспитания (цепочки, палочки, веревочки и др.), этот инвентарь не используется и воспитатели не имеют соответствующей профессиональной подготовленности к его применению.

Таким образом, двигательное развитие детей дошкольного возраста совершенствуется с с возрастом. Факт, что двигательная результативность у детей в Греции является относительно низкой по сравнению с таковой у детей аналогичного возраста в Германии, должен быть стимулом для усиления психокинетического воспитания в дошкольных учреждениях в плане как оснащения соответствущим инвентарем, так и обучения и переподготовки специалистов. Одновременно требуются дальнейшие исследования для выявления причин относительно низкого уровня двигательного развития детей Греции. Результаты настоящего исследования могут способствовать использованию комплекса МОТ 4-6 для оценки и контроля двигательного развития детей дошкольного возраста Греции.

Литература

1. American Alliance for Health, Physical Education, Recreation and Dance. (1980). Health related physical fitness test manual. Reston VA: AAHPERD.

2. Broadhed G.H. & Bruininks R.H. (1982). Childhood motor performance traits on the short form Bruininks-Oseretzky Test. Physical Educator, 39, (3) 149-155.

3. Broadhed G.H. & Church G.E. (1984). Influence of test selection on Physical Education Placement of Mentally Retarded Children. Adapted Physical Activity Quarterly, 1, 112-117.

4. Bruininks R.H. (1978). Examiner's Manual: Bruininks-Oseretsky Test of Motor Proficiency. Minnesota: American Guidance Service.

5. Demeter A. (1981). Sport im Wachstums - und Entwicklungsalter. Leipzig: Sport Verlag.

6. Diem L., Lehr U., Olbrich E., Undeutsch U. (1980). Laengsschnittuntersuchung ueber die Wirkung fruehzeitiger motorischer Stimulation auf die Gesamtentwicklung des Kindes im 4-6 Lebensjahr. Schorndorf: Hofmann.

7. Eggert D. (1971). Lincoln-Oseretzky-Skala LOS KF 18-Kurzform zur Messung des motorischen Entwicklungsstandes von normalen und behinderten Kindern, Weinheim-Berlin: Beltz.

8. Henderson S.E. & Sugden D.A. (1992). Movement Assessment Battery for Children. Kent U.K.: The Psychological Corporation.

9. Hirtz P. (1985). Koordinative Faehigkeiten im Schulsport. Berlin: Volk und Wissen.

10. Kiphard E.J. & Schilling F. (1974). Koerperkoordinationstest fuer Kinder KTK. Manual. Weinheim: Beltz.

11. Kunz T. (1993). Weniger Unfaelle durch Bewegung. Schorndorf: Hofmann.

12. Martin D. (1988). Training im Kindes-und Jugendalter. Schorndorf: Hofmann.

13. Oseretzky M. (1931). Psychomotorik, Methoden zur Untersuchung der Motorik. Zeitschrift fuer angewandte Psychologie, 57, 1-162.

14. Pickenhain L. (1979). Grundriss der Physiologie der hoeheren Nerventaetigkeit. Berlin: VEB Verlag, Volk und Gesundheit.

15. Schilling F. (1980). Untersuchungen zum Hamm-Marburger Koerperkoordinationstest fuer Kinder. In: D. Eggert & E.J. Kiphard (Eds). Die Bedeutung der Motorik fuer die Entwicklung normaler und behinderter Kinder, pp. 210-239, Schorndorf: Hofmann Verlag.

16. Winter R. (1975). Die motorische Entwicklung des Menschen von der Geburt bis ins hohe Alter. In: K. Meinel & G. Schnabel (Eds.). Bewegungslehre, pp. 294-410, Berlin: Volk und Wissen.

17. Zimmer R. (1981). Motorik und Persoenlichkeitsentwicklung bei Kindern im Vorschulalter. Schorndorf: Hofmann.

18. Zimmer R. & Cicurs H. (1993). Psychomotorik. Schorndorf: Hofmann Verlag.

19. Zimmer R. & Volkamer M. (1987). Motoriktest fuer vier-bis sechsjaehrige Kinder. Manual. Weinheim: Belz.

Источник: журнал "Физическая культура"


Найти: на


Используются технологии uCoz