Двигательное развитие детей дошкольного возраста Греции
Антониос Камбас,
Николаос Аггелусис,
Николаос Софиадис,
Ирини Провиадаки,
Кирьякос Таксилдарис
Фракийский университет им.
Демокрита, Комотини, Греция
Введение. Значение раннего
стимулируемого развития с помощью специальных
программ упражнений для предупреждения
отклонений в двигательном развитии у детей
дошкольного и раннего школьного возрастов в
настоящее время признается всеми [6,11,17].
Эффективность специальных программ
упражнений в большей степени зависит от
пригодности диагностических методов, используемых для оценки двигательной результативности до
начала воздействия программы [1,3]. Методы
диагностирования двигательной результативности
включают ряд тестов, с помощью которых
измеряются его различные параметры. В
последующем результаты обследования
конкретного ребенка сравниваются с результатами
таблицы показателей для каждой возрастной
группы. При отклонениях показателей
обследуемого от показателей, характерныхдля
данного возраста, делаются выводы об уровне
двигательного развития [4, 8, 10]. Необходимое
условие для использования любого метода
диагностирования двигательного развития -
наличие таблиц показателей величин
двигательного развития для каждой возрастной
группы.
Одним из известных и достоверных
комплексов для оценки двигательного развития
детей дошкольного возраста (4-6 лет) является
Motoriktest fuer vierbis sechsjaehrige Kinder (MOT 4-6), который
разработан в Германии Zimmer & Volkamer [19]. Комплекс
основывается на исследованиях и работе
Озерецкого [13], как и на других известных на
сегодня тестах. Достоверность теста равна 0,85,
объективность - 0,88. Комплекс МОТ 4-6 состоит из 18
тестов и может быть легко использован всеми
преподавателями. Оценка уровня двигательного
развития с помощью комплекса МОТ 4-6 используется
в дальнейшем для выявления отклонений в
двигательном развитии и для разработки программ
развивающих упражнений у детей дошкольного
возраста с двигательными проблемами и без них.
Для использования комлекса составляют таблицы с
показателями двигательного развития для
возрастных групп, в которых он применяется.
Однако в эти таблицы включают показатели величин
двигательного развития детей Германии, которые,
возможно, могут отличаться от аналогичных
показателей детей Греции. В результате
пригодность этих таблиц для предупреж дения
отклонений в двигательном развитии детей Греции
сомнительна. Чтобы можно было использовать
комплекс МОТ 4-6 для достоверного диагноза
двигательного развития детей дошкольного
возраста в Греции, необходимо вначале
осуществить стандартизацию комплекса и
построить для каждой возрастной группы таблицы
показателей величин двигательного развития.
Цель настоящего исследования -
предварительная оценка пригодности комплекса
МОТ 4-6 для детей дошкольного возраста Греции.
Методы. Выборка. Использовался
метод случайной выборки 300 детей (n=300) в возрасте 48
- 71 месяца (М=59,79, SD=6,42), из них 150 девочек (n1) и
150 мальчиков (n2 ), которые обучались в
государственных детских учреждениях Греции в
1988/99 учебном году.
Описание тестов комплекса:
1. Прыжки внутрь гимнастического
обруча.рыжки двумя ногами в него и из
него. Тест используется для подготовки ребенка к
процессу измерения без описания его результатов.
2. Равновесие во время движения
вперед. Движение на поверхности макета
размером (200 х 10 cм), установленного на полу, со
свободой выбора шагов, без обуви. Оцениваются
динамическое равновесие, устойчивость
направления и чувство осязания.
3. Точки на листе (tapping). Отмечаются
одной ручкой точками на листе А4 в течение 10 с.
Оценивается скорость движения.
4. Захват платка пальцами ног.
Захват платка размером 40 х 40 cм пальцами ног в
течение 5 c. Тест выполняется вначале одной ногой,
затем другой. Оцениваются координация пальцев
ноги и статическое равновесие.
5. Боковые прыжки через веревку.
Прыжки в течение 10 c двумя ногами через веревку
длиной 2 м, которую складывают, чтобы она была
длиной 50 cм. Оцениваются частота движения и
прыжковые возможности.
6. Захват палочки. Захват палочки,
которую исследователь отпускает в вертикальном
направлении без предупреждения. Палочка длиной 80
cм делится на 4 части, по 20 cм каждая. Выполняется
тест ведущей рукой, оценивается скорость
зрительной реакции.
7. Перенос мячей в коробку. Три
теннисных мяча переносятся из одной коробки в
другую, каждый раз по одному. Оцениваются
скорость передвижения с изменением направления,
точность движения и ориентация в пространстве.
8. Равновесие во время движения спиной
вперед: Движение спиной вперед по макету
размером 200 х 10 cм, установленному на полу, со
свободой
выбора шагов, без обуви. Оцениваются динамичес
кое равновесие, устойчивость направления и
чувство осязания .
9. Бросок в цель. Бросок теннисного
мяча в цель с расстояния 3 м. Цель - круг диаметром
40 cм - находится на высоте 1,70 м от пола.
Оценивается точность глаза, руки и всего
движения.
10. Укладывание спичек. 40 спичек
укладывается в спичечную коробку одновременными
движениями обеими руками. Оцениваются точность
движений, координация и точность движений
пальцами.
11. Прохождение через гимнастический
обруч. Прохождение через гимнастический обруч
в боковом и фронтальном направлениях.
Исследователь держит обруч вертикально на
некотором расстоянии от пола. Оцениваются
гибкость и форма тела.
12. Прыжок на одной ноге через
гимнастический обруч. Прыжок на одной ноге
через гимнастический обруч и удержание
равновесия в течение 5 c. То же на другой ноге.
Оценивается динамическое и статическое
равновесие.
13. Ловля цепочки. Ловля цепочки,
которую бросает исследователь, находящийся на
расстоянии 4 м от ребенка. Оцениваются скорость
реакции и скорость предвидения .
14. "Jumping Jack". В течение 10 c
выполняются продолжительные ритмические
подпрыгивания с чередованием внимания между
объектом и одновременным разведением -сведением
конечностей. Оцениваются координация движений
рук, ног и способность к ритму.
15. Прыжок через веревку. Прыжок
двумя ногами через веревку, которая натягивается
горизонтально между двумя опорами на высоте 35 cм
от пола. После первой удачной попытки высота
увеличивается до 45 cм и тест повторяется.
Оценивается прыжковая способность.
16. Горизонтальное положение лежа
лицом вверх-вбок-лицом вниз. Вращение тела
вокруг своей оси с места с вытянутыми над головой
руками и с полностью вытянутым телом.
Оценивается способность поддержания мышечного
тонуса во время выполнения движения с
чередованием положения тела.
17. Выпрямление -приседание с мячом
из положения на корточках. Выпрямление из
положения присев и обратное приседание,
удерживая мяч над головой. Тест выполняется без
изменения положения тела, рук и мяча. Оценивается
динамическое равновесие в затрудненных
условиях.
18. Подпрыгивание на обруче с
полувращени ем. Выполнение прыжка двумя ногами
с поворотом на 180о вокруг вертикальной оси
тела так, чтобы приземление получилось в
середине обруча. Сразу следует второй прыжок с
полуоборотом в направлении вне обруча в
первоначальное положение. Оцениваются прыжковая
способность, динамическое равновесие и
ориентация в пространстве.
Результаты каждого теста оцениваются
величинами от 0,1 до 2 ( отличный показатель - 2).
Затем показатели всех тестов суммируются и
вычисляется общий показатель всего комплекса,
отличная оценка - 34 единицы.
Процедура тестирования. Измерения
осуществлялись в закрытом помещении строго по
инструкции [19]. Комплекс применялся без разминки
(разогревания) обследуемых. Измерения
проводились для каждого ребенка отдельно, без
присутствия в помещении других детей, в течение 20
мин.
Для стандартизации комплекса
выборку разделили на следующие возрастные
группы, что и предлагают Zimmer & Volkamer [19]:
1-я группа - дети в возрасте 48 - 53 месяцев
2-я группа - дети в возрасте 54 - 59 месяцев
3-я группа - дети в возрасте 60 - 65 месяцев
4-я группа - дети в возрасте 66 - 71 месяца.
Результаты. Вначале использовали
анализ колебаний для двух величин (ANOVA two way) для
установления влияния производных возраста и
пола на общий результат комплекса. Модель
анализа: 4 (возрастные группы) х 2 (пол). Результаты
показали наличие статистически достоверного
влияния показателя возраста (F3.288 = 32,3, p <
0,001) и его отсутствие у показателя пола (F1.288
= 0,19, p=0,734). Вдобавок тест множественных сравнений
Scheffe показал, что все возрастные группы
значительно различались между собой. В
дальнейшем для контроля влияния возраста и пола
на результаты всех тестов комплекса реализовали
производный анализ соотношений в таблице 300
линий и 19 графов. В графах таблицы поместили
результаты отдельных тестов комплекса и
величины возраста и пола, но в линиях испытуемых.
Из анализа выделились 2 производных с частными 0,31
и 0,03, соответственно.
Первое производное содержало общее
значение достоверности информации, объясняя 32,72%
колебаний величин таблицы данных и образуя две
группы показателей . Характерным для этого
производного является большое различие между
минимальным и максимальным показателями в
тестах комплекса, как в младших, так и в старших
возрастных группах ( табл. 1).
На другой стороне линии (аксона) появились
высокие величины показателей тестов комплекса,
то же - и в старшей возрастной группе (табл. 2).
Величины показателя пола не
классифицирова лись ни в какую сторону
первого производного, это свидетельствует о том,
что он не влияет на результативность испытуемых
в тестах комплекса.
Следовательно, первое производное
показывает, как возраст влияет на результаты.
Согласно этому производному хорошие
показатели имеют дети старшей возрастной группы
и плохие и средние - младшей возрастной группы.
Затем вычисляли процентные места
(percentiles) испытуемых на основании общей
результативности в комплексе. Процентные
отношения вычисляли для каждой возрастной
группы (табл. 3-6).
Для лучшего понимания результатов
таблицы введен показатель значений с пятью
категориями. Первая категория соответствует
результативности 1-20-го процентного места каждой
возрастной группы и характеризует группу с
низкой результативнос тью. Вторая категория
содержит результаты 20-40-го процентного места и
характеризует группу с результативностью ниже
средней. Третья категория - с 40- 60-процентными
местами - характеризует группу со средней
результативностью. Четвертая группа - с
60-80-процентными места - характери зует группу с
результативностью выше средней и, наконец, пятая
категория включает результаты с 80-го места и выше
для каждой возрастной группы и характеризует
группу высоких значений (высшая категория
результативности).
Обсуждение. В настоящем
исследовании оценивалось двигательное развитие
мальчиков и девочек дошкольного возраста - 48-71
месяца. Согласно результатам общее развитие
мальчиков значительно не отличалась от такового
у девочек. Это подтверждают данные предыдущих
исследований, которые также не выявили различий
в двигательном развитии между мальчиками и
девочками дошкольного возраста [7, 9, 16, 19].
Вместе с тем выяснилось, что общая
результативность в комплексе МОТ 4-6 достоверно
различается между четырьмя возрастными
группами, на которые были разделены испытуемые.
Статистически достоверные различия также
обнаружены межде четырьми возрастными группами
относительно всех значений в тестах
комплекса. Значительные различия между
одинаковыми возрастными группами выявили Zimmer &
Volkamer [19], которые также использовали комплекс МОТ
4-6 для оценки двигательного развития.
Аналогичные результаты получил и Schilling,
оценивший двигательное развитие с помощью
комплекса Hamm-Marburger Koerperkoordinations-test fuer Kinder. Имеется
множество причин, приводящих к различным
двигательным результатам в различных
возрастных группах. Дошкольный возраст
характеризуется взрывным(очень быстрым) развитием,
и различия от года к году значительны [12, 16]. Так,
старшие дети достигают в двигательной
результативности более высоких показателей, чем
младшие [4]. Это связано с тем, что нервные
процессы созревания, в большей степени
определяющие движения, ускоряются по причине
участия детей дошкольного возраста в
организованном обучении в детских дошкольных
учреждениях. Одновременно на этой стадии
происходит очень быстрая миелинизация
двигательных и промежуточных нервных волокон,
что очень важно для развития двигательных
качеств [5]. В этом возрастном периоде
увеличивается также толщина нервных клеток коры
больших полушарий и возникают новые кровеносные
сосуды, что в большой степени коррелирует с
уровнем двигательного развития [14].
Таблица 1. Величины
возраста и результатов в тестах комплекса на
стороне первого произвоаного
Показатели |
Категория |
r |
Возрастная
категория |
48-53
54-59 |
-1,03
-0,18 |
Равновесие во
время движения вперед |
Плохой результат
Средний результат |
-0,94
-0,11 |
Точки на листе А4
(tapping) |
Плохой результат
Средний результат |
-0,00
-0,11 |
Захват платка
пальцами ног |
Плохой результат
Средний результат |
-0,84
-0,50 |
Боковые прыжки
через веревку |
Плохой результат |
-0,42 |
Захват палочки |
Плохой результат |
-0,70 |
Перенос мячей в
коробку |
Плохой результат |
-0,59 |
Равновесие во
время движения спиной вперед |
Плохой результат |
-0,03 |
Бросок в цель |
Плохой результат |
-0,09 |
Складывание спичек
в коробку |
Плохой результат |
-0,72 |
Прохождение через
гимнастический обруч |
Плохой результат |
-0,59 |
Прыжок на одной
ноге через гимнастический обруч |
Плохой результат |
-0,73 |
Ловля цепочки |
Плохой результат |
-0,50 |
"Jumping Jack" |
Плохой результат |
-0,59 |
Прыжок через
веревку |
Плохой результат |
-0,98 |
Горизонтальное
положение лицом вверх-вбок - лицом вниз |
Плохой результат |
-0,42 |
Выпрямление -
приседание с мячом из положения приседа |
Плохой результат |
-0,78 |
Подпрыгивание на
обруче с полувращением |
Плохой результат
Средний результат |
-1,03 -0,48 |
Таблица 2. Значение
возраста и результатов в тестах комплекса
Показатели |
Категория |
r |
Возрастная
категория |
60-65
66-71 |
0,50
0,81 |
Равновесие во
время движения вперед |
Хороший результат |
0,23 |
Точки на листе А4
(tapping) |
Хороший результат |
0,03 |
Захват платка
пальцами ног |
Хороший результат |
0,13 |
Боковые прыжки
через веревку |
Хороший результат
Средний результат |
0,97
0,72 |
Захват палочки |
Хороший результат
Средний результат |
0,21
0,12 |
Перенос мячей в
коробку |
Хороший результат
Средний результат |
0,87
0,12 |
Равновесие во
время движения спиной вперед |
Хороший результат
Средний результат |
0,63
0,29 |
Бросок в цель |
Хороший результат
Средний результат |
0,42
0,34 |
Складывание спичек
в коробку |
Хороший результат
Средний результат |
0,78
0,32 |
Пролезание через
гимнастический обруч |
Хороший результат
Средний результат |
0,10
0,09 |
Прыжок на одной
ноге через гимнастический обруч |
Хороший результат
Средний результат |
0,92
0,44 |
Ловля цепочки |
Хороший результат
Средний результат |
0,81
0,08 |
"Jumping Jack" |
Хороший результат
Средний результат |
0,89
0,20 |
Прыжок через
веревку |
Хороший результат
Средний результат |
0,72
0,13 |
Горизонтальное
положение лицом вверх-вбок - лицом вниз |
Хороший результат
Средний результат |
0,71
0,09 |
Выпрямление-приседание
с мячом из положения приседа |
Хороший результат
Средний результат |
0,40
0,08 |
Подпрыгивание на
обруче с полувращением |
Хороший результат |
0,53 |
Таблица 3. Процентные
места общей результативности в комплексе МОТ 4-6
для аетей 48-53 месяцев
Процентные места |
Результативность
МОТ 4-6 |
Категория |
5 |
4 |
Низкие значения |
10 |
6 |
Низкие значения |
15 |
6 |
Низкие значения |
20 |
7 |
Низкие значения |
25 |
7 |
Значения ниже
средних |
30 |
8 |
Значения ниже
средних |
35 |
9 |
Значения ниже
средних |
40 |
10 |
Средние значения |
45 |
10 |
Средние значения |
50 |
11 |
Средние значения |
55 |
11 |
Средние значения |
60 |
12 |
Значения выше
средних |
65 |
12 |
Значения выше
средних |
70 |
12 |
Значения выше
средних |
75 |
13 |
Значения выше
средних |
80 |
14 |
Высокие значения |
85 |
15 |
Высокие значения |
90 |
16 |
Высокие значения |
95 |
17 |
Высокие значения |
100 |
20 |
Высокие значения |
Таблица 4. Процентные
места общей результативности в комплексе МОТ 4-6
для детей 54-59 месяцев
Процентные места |
Результативность
МОТ 4-6 |
Категория |
5 |
7 |
Низкие значения |
10 |
8 |
Низкие значения |
15 |
9 |
Низкие значения |
20 |
10 |
Значения ниже
средних |
25 |
11 |
Значения ниже
средних |
30 |
12 |
Значения ниже
средних |
35 |
12 |
Значения ниже
средних |
40 |
13 |
Значения ниже
средних |
45 |
15 |
Средние значения |
50 |
15 |
Средние значения |
55 |
15 |
Средние значения |
60 |
16 |
Значения выше
средних |
65 |
16 |
Значения выше
средних |
70 |
17 |
Значения выше
средних |
75 |
17 |
Значения выше
средних |
80 |
18 |
Высокие значения |
85 |
19 |
Высокие значения |
90 |
20 |
Высокие значения |
95 |
22 |
Высокие значения |
100 |
26 |
Высокие значения |
Таблица 5. Процентные
места общей результативности в комплексе МОТ 4-6
для аетей 60-65 месяцев
Процентные места |
Результативность
МОТ 4-6 |
Категория |
5 |
9 |
Низкие значения |
10 |
11 |
Низкие значения |
15 |
12 |
Значения ниже
средних |
20 |
13 |
Значения ниже
средних |
25 |
14 |
Значения ниже
средних |
30 |
15 |
Значения ниже
средних |
35 |
15 |
Значения ниже
средних |
40 |
16 |
Значения ниже
средних |
45 |
16 |
Средние значения |
50 |
17 |
Средние значения |
55 |
18 |
Средние значения |
60 |
19 |
Значения выше
средних |
65 |
19 |
Значения выше
средних |
70 |
20 |
Значения выше
средних |
75 |
20 |
Значения выше
средних |
80 |
21 |
Значения выше
средних |
85 |
21 |
Высокие значения |
90 |
22 |
Высокие значения |
95 |
24 |
Высокие значения |
100 |
27 |
Высокие значения |
Таблица 6. Процентные
места общей результативности в комплексе МОТ 4-6
для детей 66-71 месяца
Процентные места |
Результативность
МОТ 4-6 |
Категория |
5 |
10 |
Низкие значения |
10 |
13 |
Низкие значения |
15 |
15 |
Низкие значения |
20 |
16 |
Значения ниже
средних |
25 |
16 |
Значения ниже
средних |
30 |
16 |
Значения ниже
средних |
35 |
17 |
Средние значения |
40 |
18 |
Средние значения |
45 |
18 |
Средние значения |
50 |
19 |
Средние значения |
55 |
19 |
Средние значения |
60 |
20 |
Средние значения |
65 |
20 |
Средние значения |
70 |
21 |
Значения выше
средних |
75 |
22 |
Значения выше
средних |
80 |
23 |
Значения выше
средних |
85 |
23 |
Высокие значения |
90 |
25 |
Высокие значения |
95 |
27 |
Высокие значения |
100 |
30 |
Высокие значения |
Процентные отношения в каждой
возрастной группе по показателям общей
результативности в комплексе МОТ 4-6 показали, что
результаты каждой возрастной группы были более
низкими по сравнению к аналогичным показателям
детей той же возрастной группы в Германии [19].
Низкая двигательная результативность у
обследованных детей в Греции по отношению к
показателям у детей аналогичной возрастной
группы в Германии, возможно, объясняется
различным характером двигательного развития
детей в Германии. Одновременно необходимо
отметить, что психокинетическое воспитание и
процессы оценки двигательного развития являются обязательными в немецком дошкольном
учреждении и используются в установленное
учебным планом время [18]. Таким образом,дети в
Германии имеют большой опыт обращения с
предметами теста и располагают большим опытом в
тонких двигательных координациях, которые
оцениваются комплексом тестов. В греческих
дошкольных учреждениях, напротив,
психокинетическое воспитание, несмотря на его
необходимость , не применяется на должном
уровне. Даже в дошкольных учреждениях, которые
располагают соответствующим инвентарем для
психокинетического воспитания (цепочки, палочки,
веревочки и др.), этот инвентарь не используется и воспитатели не имеют соответствующей
профессиональной подготовленности к его
применению.
Таким образом, двигательное развитие
детей дошкольного возраста совершенствуется с с
возрастом. Факт, что двигательная
результативность у детей в Греции является
относительно низкой по сравнению с таковой у
детей аналогичного возраста в Германии, должен
быть стимулом для усиления психокинетического
воспитания в дошкольных учреждениях в плане как
оснащения соответствущим инвентарем, так и
обучения и переподготовки специалистов.
Одновременно требуются дальнейшие исследования
для выявления причин относительно низкого
уровня двигательного развития детей Греции.
Результаты настоящего исследования могут
способствовать использованию комплекса МОТ 4-6
для оценки и контроля двигательного развития
детей дошкольного возраста Греции.
Литература
1. American Alliance for Health, Physical Education, Recreation and Dance. (1980). Health related physical fitness test manual. Reston VA: AAHPERD.
2. Broadhed G.H. & Bruininks R.H. (1982). Childhood motor performance traits on the short form Bruininks-Oseretzky Test. Physical Educator, 39, (3) 149-155.
3. Broadhed G.H. & Church G.E. (1984). Influence of test selection on Physical Education Placement of Mentally Retarded Children. Adapted Physical Activity Quarterly, 1, 112-117.
4. Bruininks R.H. (1978). Examiner's Manual: Bruininks-Oseretsky Test of Motor Proficiency. Minnesota: American Guidance Service.
5. Demeter A. (1981). Sport im Wachstums - und Entwicklungsalter. Leipzig: Sport Verlag.
6. Diem L., Lehr U., Olbrich E., Undeutsch U. (1980). Laengsschnittuntersuchung ueber die Wirkung fruehzeitiger motorischer Stimulation auf die Gesamtentwicklung des Kindes im 4-6 Lebensjahr. Schorndorf: Hofmann.
7. Eggert D. (1971). Lincoln-Oseretzky-Skala LOS KF 18-Kurzform zur Messung des motorischen Entwicklungsstandes von normalen und behinderten Kindern, Weinheim-Berlin: Beltz.
8. Henderson S.E. & Sugden D.A. (1992). Movement Assessment Battery for Children. Kent U.K.: The Psychological Corporation.
9. Hirtz P. (1985). Koordinative Faehigkeiten im Schulsport. Berlin: Volk und Wissen.
10. Kiphard E.J. & Schilling F. (1974). Koerperkoordinationstest fuer Kinder KTK. Manual. Weinheim: Beltz.
11. Kunz T. (1993). Weniger Unfaelle durch Bewegung. Schorndorf: Hofmann.
12. Martin D. (1988). Training im Kindes-und Jugendalter. Schorndorf: Hofmann.
13. Oseretzky M. (1931). Psychomotorik, Methoden zur Untersuchung der Motorik. Zeitschrift fuer angewandte Psychologie, 57, 1-162.
14. Pickenhain L. (1979). Grundriss der Physiologie der hoeheren Nerventaetigkeit. Berlin: VEB Verlag, Volk und Gesundheit.
15. Schilling F. (1980). Untersuchungen zum Hamm-Marburger Koerperkoordinationstest fuer Kinder. In: D. Eggert & E.J. Kiphard (Eds). Die Bedeutung der Motorik fuer die Entwicklung normaler und behinderter Kinder, pp. 210-239, Schorndorf: Hofmann Verlag.
16. Winter R. (1975). Die motorische Entwicklung des Menschen von der Geburt bis ins hohe Alter. In: K. Meinel & G. Schnabel (Eds.). Bewegungslehre, pp. 294-410, Berlin: Volk und Wissen.
17. Zimmer R. (1981). Motorik und Persoenlichkeitsentwicklung bei Kindern im Vorschulalter. Schorndorf: Hofmann.
18. Zimmer R. & Cicurs H. (1993). Psychomotorik. Schorndorf: Hofmann Verlag.
19. Zimmer R. & Volkamer M. (1987). Motoriktest fuer vier-bis sechsjaehrige Kinder. Manual. Weinheim: Belz.
Источник: журнал "Физическая культура"
|