О домашнем персонале в Беларуси
Дата публикации: 14.03.2006 года
Марина ГУЛЯЕВА
По оценкам руководителей кадровых агентств, занимающихся подбором домашнего персонала, при растущем спросе на услуги по ведению домашнего хозяйства с точки зрения качества имеющееся предложение пока не выдерживает критики. Как полагают в одном из старейших на этом рынке услуг агентстве, половина обращающихся сюда потенциальных домработниц не отвечают требованиям этой профессии. И потому приходится сочинять инструкции следующего содержания: «Помните о правилах личной гигиены, густая растительность на ногах и трудовой пот - не естественные проявления, а «минус» вашему имиджу».
Перечень всех «не» в инструкции дает представление о степени понимания белорусскими домработницами своих обязанностей. В агентстве с почти 10-летним опытом объясняют, что инструкция составлялась на основании конкретных ситуаций: не приводить в дом работодателя своих детей, родственников, знакомых; не впускать в дом работодателя незнакомых людей; не давать советов; не пытаться изменить уклад жизни семьи; не просить в долг у работодателя; бережно относиться к имуществу работодателя и т.д.
В Москве про «густую растительность» и про дистанцию между нанимателем и работником объяснять уже не нужно. Как рассказывает недавно приехавшая из Москвы Катя, мать двоих детей, «там все домработницы уже вышколенные». А здесь «мне на второй день уже начали «тыкать».
Но в Москве и Киеве сегодня есть спецкурсы по подготовке домашнего персонала. В Беларуси их нет, поэтому каждое из небольшого числа работающих в этой нише агентств является своеобразной школой. Агентство в прошлом году объявила набор на курсы домашних работников. Было всего три звонка.
Возможно, причина в том, что на Западе, а теперь уже и странах СНГ домработница, горничная, гувернантка, экономка - признанные и востребованные профессии на рынке труда, для овладения которыми требуются опыт и конкретный набор знаний. Как рассказывают в агентстве, «мы рекомендуем нашим работникам ознакомиться с последними новинками бытовой техники, средствами для чистки различных поверхностей».
У нас же выполнение домашней работы чужим человеком все еще носит унизительный оттенок. Есть работники, которые считают «стыдным» для себя выйти за порог чужого дома и выбить коврик - мол, «люди увидят». Есть наниматели, которые готовы «выбить» своего работника, как коврик, и с удовольствием потоптаться по нему. Владелец коттеджа размером 400 кв. м требовал, чтобы домработница мыла полы руками, ползая на коленях - швабру не купили специально. Шторы она раздвигала особым способом - локтями, потому что руками их касаться было запрещено.
Вопрос не только в проблеме психологического восприятия этой профессии, но и, как рассказывают в агентствах, в том, что подавляющее большинство обращающихся убеждены в простоте обязанностей домработников: ведь то же самое я делаю у себя дома. Хорошо, если это «то же самое» совпадает с представлением нанимателя о чистоте.
По оценкам кадровых агентств, наниматели домашнего персонала - люди 30-35 лет, активно строящие карьеру, с уровнем достатка выше среднего. Говоря о женщинах, можно определить три типа. Первый - хозяйка-домоправительница. Как правило, эти женщины не работают, им нужен исполнитель домашних обязанностей, которым они руководят. Второй тип - деловая женщина. Она вообще не занимается домом, ей нужна домработница, которая могла бы полностью вести хозяйство. Третий - ищущие развлечений. Эти женщины специально нанимают домработницу, чтобы третировать ее, увольнять, нанимать новую. «Таких не много, но встречаются…»
Требования к домработницам делятся на общие и специфические. Все хотят чистоплотную, порядочную, надежную. Говоря в особенности о последнем, руководители агентств в один голос настаивают, что для получения качественной услуги и безопасности подбирать домашних работников нужно не по объявлению в газете, а через кадровое агентство.
В числе специфических пожеланий - цвет глаз, знак Зодиака, знание конкретного иностранного языка. Некоторые уделяют особое внимание состоянию зубов. Как рассказывает Катя, у одной из потенциальных горничных половина рта была в золотых фиксах. Она считает это недопустимым для формирования у своих детей правильного отношения к здоровью.
В одном агентстве долго искали домработницу в коттедж, где в ванной жил питон. Не сразу, но нашли.
Пожалуй, самое главное, что не всегда понимают обе стороны: выполнение работы в доме - это работа. Но хозяйка, тем более, если она сидит дома, от скуки вступает с домработницей в приятельские отношения, делится с ней своими проблемами, а когда нужно сделать какое-то замечание, либо делает его, на что домработница резонно обижается («Ведь мы уже подруги!» ), либо, обремененная дружбой, молчит. Часто такие ситуации заканчиваются конфликтом и увольнением.
Ко всему прочему, как рассказывают в кадровом агентстве, наши люди не умеют себя продавать: «Они могут прийти на встречу с нанимателем в спортивном костюме и с жевательной резинкой во рту…» Помимо внешнего вида многие потенциальные горничные и няни «не умеют улыбаться». Еще «они нагружают работодателя своими проблемами, чтобы разжалобить его». Возможно, чтобы опять-таки оправдать в чужих и своих глазах унизительность работы, на которую человек согласился…
Но встречаются и такие домработницы, для которых выполнение домашних обязанностей является настоящим призванием - «специалисты высокого класса». К сожалению, по оценке экспертов, сегодня на отечественном рынке домашних услуг это редкость.
СПРАВКА «БелГазеты».Средняя зарплата белорусской домработницы с полной занятостью - около $200. Плата за уборку квартиры - около $10 в день, коттеджа - $15-20. В России средний заработок домработницы - около $900 в месяц.
Источник: www.belgazeta.by
|