Воспитание и обучение в Северной Корее
Автор: Ким Герман Николаевич, профессор, доктор исторических наук, зав. каф. корееведения факультета востоковедения КазНУ им. аль-Фараби, Республика Казахстан, Алматы
В своем указе от 19 августа 1982 г. президент КНДР в очередной раз подчеркнул, что "Образование - дело исключительной важности, от которого зависят судьбы государства и нации. Лучшая постановка дела просвещения гарантирует воспитание нового, подрастающего поколения достойными людьми коммунистического склада, активное проведение революции и решение задач построения нового общества".
Дошкольным воспитанием и обучением в Северной Корее охвачены все без исключения дети. Свыше 2 млн. мальчиков и девочек ходят в 19300 детских сада и 28500 яслей на полном государственном обеспечении. Следующий этап четырехлетняя начальная школа и полная шестигодичная средняя школа. Эти школы призваны вооружать всех учащихся прочными основами революционного мировоззрения и дать им средние общеобразовательные знания и фундаментальные технические знания на высоком уровне. К настоящему моменту функционируют около 5000 начальных школ приблизительно столько же полных средних школ.
Итак, краткая характеристика системы и содержания языкового образования в Северной Корее сводиться к следующим положениям.
1.Обучение родному языку служит, прежде всего, орудием идеологического воспитания подрастающего поколения.
2.Руководство Северной Корей уделяет большое внимание начальному этапу языкового образования, ибо, чем младше по возрасту учащийся, тем эффективнее идеологическое воспитание.
3.Учебная дисциплина "Родной язык" в большей степени сводиться к отработке, заучиванию произведений Ким Ир Сена. Либо материалов о нем. Тексты в хрестоматиях и учебниках состоят из тем о величии Кима, истинности и всепобеждающей силе коммунистической идеологии, продажности марионеточного, антинародного южнокорейского режима, хищной империалистической политике США и Японии. Шедевром и образцом корейской классической литературы в северокорейских учебниках нет места.
4.Школьные учебные пособия по родному языку и литературе написаны индивидуальными или коллективными анонимными авторами, имена которых невозможно обнаружить, где-либо на страницах.
5.В обучение родному языку из всех четырех видов речевой деятельности доминирует письмо.
6.Обучение навыкам чтения (западном понимании методики языкового преподавания придается совершенно слабое значение.
7.Широко практикуется публичное чтение вслух. При этом учащиеся должны обращать внимание на силу голоса, скорость, темп и интонацию речи, которыми подчеркивается безграничное почитание и любовь к отцу нации.
В качестве наглядной демонстрации гиперидеологической направленности языкового обучения уместно раскрыть одну из сверхсекретных тайн КНДР, а именно дошкольные и школьные учебные программы и планы. (см. Парк Юнсун, "Языковая политика и обучение языку в северной Корее", журнал "Корея" 31. 1. 1991 стр.34-35).
Таблица 1 Учебный план детских садов.
Название учебной дисциплины
содержание
1. Детство Маршала Ким Ир Сена
Почитание, любовь и преданность вождю.
2. Коммунистическая мораль Верное служение делу партии.
3. Корейский язык Навыки устной речи. Усвоение лексики объемом в 2-3 тысячи слов.
4. Счет Простые арифметические действия.
5. Музыка Заучивание песен.
6. Изобразительное искусство Навыки рисования
Итого 1.360 часов
Весной 1985 г мне довелось провести 2 недели в Северной Корее, где стандартная культурная программа для иностранцев включала кроме всего прочего посещение столичного детсада Увиденное, настолько поразило меня, что я до сих пор помню все в деталях, позже из рассказов других очевидцев стало понятным, что детсад не исключение, а составная часть системы.
Итак, в каждом детсаде есть "Кимирсеновская комната" (вспомните и сравните "Ленинская комната и уголок Ленина"), посреди которой искусно сконструирован макет Мангендэ - родной деревни Ким Ир Сена, на стенах висят неизменный портрет "отца нации" и картины повествующие о его революционном детстве. Воспитательница и дети перед началом занятии трижды покланяются портрету и простирая руки к нему хором благодарят его. После этого начинается сам урок во время которого воспитательница, водя указкой по макету и обращая внимание на картины благовейно и восторженным голосом рассказывает "славную, героическую биографию детства Маршала отца". Затем дети, по очереди следуя указке воспитательницы заученно вторят подражая интонации своей учительницы и дикторов радио и рассказывают как "Великий вождь играл в войну, как в 9 лет с рогаткой в руках впервые выступил против японской военщины и защитил односельчан от произвола колонизаторов, как занимался спортом, как закалял себя и готовился выполнить великую историческую миссию".
В начальной школе каждый корейский ученик вновь изучает революционную биографию "Великого вождя", затем снова зубрит ее в средней школе и наконец четыре семестра в институте. Студенты северокорейских Вузов изучают к тому же полных 2 учебных года революционную историю Любимого Руководителя. И все же ударная идеологическая доза вводится в раннем возрасте.
Источник: world.lib.ru
|