На главную страницу
Публикации
Ландшафтный дизайн
Японский сад камней

Cад камней монастыря Рёандзи в Киото Самый яркий пример, имеющий мировую известность, это сад камней монастыря Рёандзи в Киото, выполненный в самом начале 16 века. Сама задача стоявшая перед художником, допускала и предполагала большую степень абстрагирования и известную отвлечённость средств выражения, когда каждый предмет воздействует не только сам по себе, но становится символом чего-то более общего. Именно это и создало условия для появления "сухого сада", лаконизм которого доведён до предела - подобно скорописи и каллиграфии.

Cад камней монастыря Рёандзи в Киото Этот удивительный сад обладает какой то почти гипнотической силой воздействия, хотя в нём почти ничего нет.

Он представляет собой сравнительно небольшую по размерам площадку ( всего 336 кв.м.) плоскую, прямоугольной формы, засыпанную белым гравием с расставленными в группы пятнадцатью камнями. Вокруг каждой группы как обрамление посажен зелёный мох. Поверхность гравия "расчёсана" граблями на тонкие бороздки, напоминающие лёгкую рябь на воде. И это всё.

Cад камней монастыря Рёандзи в КиотоЗа невысокой глинобитной изгородью зелёной стеной поднимаются деревья, обрамляя, подчёркивая цветовую строгость и графичность сада. Здесь может возникнуть множество ассоциаций : с волнами моря, омывающими скалистые острова, или белой пеленой облаков, над которыми поднимаются вершины горных пиков. По существу, в задачу художника не входила определённость ассоциации, наоборот, их множественность давала простор воображению зрителя, его собственному "сотворчеству" с автором.

Cад камней монастыря Рёандзи в Киото Главное впечатление - покой, тишина, строгая чистота. Абсолютное равновесие композиции даёт возможность сосредоточиться и обрести таким образом то спокойное состояние духа, при котором возможно созерцание, направленное не только вовне, но и во внутрь себя. В саду нет ничего изменяющегося - растущего и увядающего. Но при этом он не кажется чем то застывшим, мёртвым, он постоянно даёт свежие ощущения и впечатления, меняется в зависимости от времени дня и времени года. Поэтому на него не скучно смотреть и современному человеку : при кажущейся статичности, он всегда разный.

Cад камней монастыря Рёандзи в КиотоИзменяется освещённость камней, густота отбрасываемолй тени, её величина, оттенок и фактура каждого камня. Он не одинаков при ярком полуденном солнце и вечером, в лунную ночь и в туманный пасмурный день. Красота этого сада каждый раз по новому открывается зрителю, неопределённая и явная, ускользающая и всегда постоянная.



Загадка сада камней получила научное обьяснение

Cад камней монастыря Рёандзи в Киото Сад, выполненный в манере нарочито абстрактного "сухого ландшафта" - карэ-сансуй, состоит из пятнадцати скальных обломков, разложенных так, что посетители могут одновременно видеть лишь четырнадцать из них, под каким бы углом они не смотрели. Утверждается, что лишь тот, кто посредством длительных медитаций и нужного настроя сознания достигнет просветления, сможет увидеть последний, невидимый камень.

Всё время своего существования - около пяти столетий - сад Рёандзи привлекал паломников. В настоящее время его ежегодно посещают сотни тысяч туристов со всего мира.

Многие из них находят в пяти группах замшелых камней, разбросанных по заполненной гравием прямоугольной площадке нечто большее, чем просто шедевр ландшафтного дизайна. В их расположении чувствуется некий тайный смысл, завораживающий сознание, веками помогавший монахам храма в их медитациях.

Никто раньше не предлагал сколько-нибудь глубокого объяснения этого эффекта. Кто-то утверждал, что обломки скал напоминают головы тигрицы с детенышами, переплывающих море. Кто-то видел в них очертания китайского иероглифа "сердце". Дзэн-буддисты отрицали такие, слишком прямолинейные толкования композиции и были склонны относиться к красоте сада, как к проявлению непостижимой природы бытия. И вот наконец появилось объяснение, более близкое к их мировоззрению.

Группа ученых из Университета Киото под руководством Герта Ван-Тондера заявила о своей разгадке мистической природы сада камней Рёандзи. Они провели компьютерный топографический анализ этого, одного из наиболее известных дзэн-буддистских садов, и обнаружили, что расположение камней, казавшееся совершенно беспорядочным, на самом деле формирует невидимый глазу рисунок древесной кроны.

Если смотреть на камни из храмового павильона - с того самого места, где традиция предписывала созерцать сад, то в промежутках между группами камней выстроится четко распознаваемое человеческим подсознанием бифуркационное дерево.

Сознание же, привыкшее оперировать не паузами, а объектами, будет сосредоточено на самих камнях. В результате возникнет завораживающий диссонанс между двумя координатными системами. Ученые провели серию экспериментов, чтобы выяснить, какие еще расположения камней могут создавать этот эффект, но не нашли больше ни одного. Малейшие изменения в топологии компьютерной модели сада разрушали дерево.

Источник:
MIGnews.com

Найти: на


Используются технологии uCoz