На главную страницу
Публикации
Особенности воспитания детей у разных народов
Роды, воспитание, образование в Древней Руси


Роды


Роды и воспитание детей на Руси издавна были окружены, разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, будущие мамы стремились легко разрешиться от бремени, родители хотели защитить своих детей от сглаза, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, научить грамоте. Свой взгляд был у наших предков и на вопросы дисциплины. Спустя столетия некоторые древние обряды кажутся нам странными, а воспитательные каноны — неуместными. Но интерес к ним остается и по сей день, а отголоски древних обычаев зачастую живут в современных семьях. Ещё во время беременности женщины учились у повитух старинному наговору, который затем читали своим детям в утробе: «От тебя, мой свет, моя капелька, я сама всяку беду отведу. Будет куполом тебе любовь моя, колыбелькою - все терпение, да молитвою - утешение. Жду тебя, мой свет, как земля зари, как трава росы, как цветы дождя». Звучание этих нежных слов благотворно влияло на ребенка, а у матери создавало правильный настрой перед родами.

Появление человека на свет всегда считалось великим таинством, к которому женщина начинала готовиться задолго до самого события. Уже на свадьбе принято было желать молодым: «Дай вам Бог, Иван Иванович, богатеть, а вам, Марья Петровна, спереди горбатеть». Повивальные бабки, владевшие акушерским искусством, на Руси пользовались особым почетом. Далеко не каждая женщина могла стать повитухой, например, запрещалось это тем, чьи собственные дети страдали какой-нибудь болезнью. И, конечно, большое внимание уделяли чистоте помыслов повивальной бабки, ведь от нее напрямую зависели жизни и роженицы, и нового человека.

Как только у женщины начинались схватки, повитуха уводила ее подальше от жилья (часто роды происходили в бане). Считалось, что надо опасаться «лихих людей» или «дурного глаза», которые могут навредить новорожденному. Поэтому присутствие кого бы то ни было, даже самых близких членов семьи, во время родов запрещалось. Отцу ребенка предписывалось усердно молиться перед иконой и соблюдать пост. Остальные родственники должны были распахнуть все окна и двери дома, куда вернутся.

До сих пор существует выражение «родился в рубашке», подразумевающее необычайную везучесть человека. Эта примета возникла у наших предков по вполне понятной причине: если новорожденный покрыт «рубашкой», то есть остатками околоплодного пузыря, то он запросто мог задохнуться и погибнуть. Раз этот малыш все-таки жив, значит, ему крупно повезло сейчас и можно надеяться, что ему будет сопутствовать удача и в дальнейшем.

Молодые мамы на Руси не задавались вопросом, как кормить новорожденного. Ведь если у женщины не было грудного молока, то ее малышу буквально грозила голодная смерть. Отлучали от груди ребенка не постепенно, а в один день. И в этот же день было принято гадать о будущем малыша. Перед ребенком на полу раскладывали разные предметы: хлеб, веретено, деньги, ножик и смотрели, к чему потянется кроха.

Считалось, что это покажет его «освободить дорогу» ребенку и помочь его матери. С этой же целью женщина должна была рожать с распущенными волосами, дабы ничто не сковывало, не стесняло ее. Чтобы облегчить труд роженицы, муж заблаговременно готовил для нее специальные деревянные лавки в виде двух перекладин на уровне пояса. Опираясь на это приспособление и раскачиваясь из стороны в сторону, женщине было гораздо легче перенести схватки.

Интересно, что отношение к родам и самому ребенку напрямую зависело от того, который раз женщина становится матерью. Первые роды расценивались как «пробный камень здоровья», главное было, чтобы они состоялись, открыли дорогу для будущих детей, а о здоровье первого ребенка никто особенно не пекся. Ценили, прежде всего, то, что, однажды став матерью, женщина теперь сможет родить еще много малышей.

Когда ребеночек появлялся на свет, его заворачивали в шубу (по поверью, это должно было послужить будущему достатку малыша) для семьи.

Воспитание-порка


Взгляды на воспитание детей в Древней Руси были, с современной точки зрения, весьма своеобразными. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Это отношение можно встретить в древнерусских сказаниях: воспевая подвиги какого-нибудь богатыря, летописец обязательно упоминает о том, что герой сызмальства отличался храбростью и недюжинной силой.

Вообще наши предки были достаточно суровы в обращении со своими детьми. Опираясь на религиозные представления об изначальной греховности человека, они верили, что ребенка нужно как можно раньше укротить, сломить, подчинить родительской воле. Это надо сделать для его же блага, считали предки, потому что дитя, не битое в детстве, когда вырастет, непременно будет обижать своих родителей. Поэтому с самого рождения человек попадал в жесткую иерархию семейных взаимоотношений.

Бесспорный авторитет отца был закреплен в сознании людей настолько, что считалось: если мужчина «не воспитывает» (то есть не порет) домочадцев, то он пренебрегает своими обязанностями и достоин всяческого осуждения. Детям предписывалось с благодарностью принимать наставления родителей и ни в коем случае не противиться им. Так, сын вообще не принимался отцом и другими взрослыми мужчинами как советчик, пока у него не появлялась борода. Тем не менее, особой гордостью для князей был обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше (обычно это делали с мальчиками 1-3 лет). Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет.

Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в поневу (полотнище ткани, которое женщины в Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи, и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуал. Девица забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девочки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: «Вскочи, дитятко, вскочи, милое». Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: «Хочу - вскочу, не хочу - не вскочу!» Несмотря на предписанную суровость, героиня этого действа обычно не заставляла долго себя уговаривать, ведь свершение обряда означало, что она объявила себя девушкой на выданье и дала право женихам присылать сватов. Только став женой, дочь выходила из-под власти своего отца, и в знак этого на свадьбе отец невесты передавал зятю специальную плеть, которой до этого «воспитывал» девушку.

Образование по - древнерусски


В обязанность каждой семьи входило научить своих детей грамоте. Древнерусские люди настолько уважали ученость, что даже в старых сказках и былинах положительный герой всегда умен, воспитан и образован, а злодей, напротив, груб и невежествен. Поэтому каждый родитель по мере сил и возможностей должен был обучить своих детей чтению и письму. Очевидно, воспитанием малышей занималась в основном мать, поэтому при выборе невесты всегда отдавалось предпочтение более грамотной, чтобы она могла не только рожать детей и ухаживать за ними, но и дать им образование.

Археологами найдено множество берестяных грамот, на которых учились писать наши предки: дети тренировались изображать отдельные буквы, потом запоминали всю азбуку, затем они писали слова. Иногда родители чувствовали, что их ребенок очень талантлив и смышлен, и потому знаний, полученных в семье, ему явно недостаточно. Такого малыша отдавали в учение к человеку, владевшему книжной премудростью. Это своеобразное «высшее образование»: от современного оно отличалось тем, что у наставника был только один ученик, а значит, все драгоценные знания, весь свой опыт учитель стремился вложить в сознание единственного человека. Ученик под руководством наставника осваивал религиозные тексты и светские книги, учился толковать их, видеть за иносказаниями скрытый смысл.

Образованному человеку полагалось уметь петь, знать историю, разбираться в церковных канонах и, самое главное, вежливо себя вести: «правильно слово молвити», вовремя поклониться, улыбнуться. Видеть свое дитя именно таким и было самой большой отрадой для родителей.

Надежда Бешкова

«Семь нянек» благодарит за помощь в подготовке материала

Вадима Викторовича Долгова (кандидат исторических наук, специалист по истории Древней Руси), Альбину Петровну Павлову (доцент кафедры акушерства и гинекологии РГМУ), Наталью Николаевну Алентьеву (психолог 5-го родильного дома «Мать и Дитя»), Галину Георгиевну Дунаеву (врач акушер-гинеколог высшей категории).

И на последок


Колыбель, в которой спал младенец, еще называли люлькой, зыбкой. С ней было связано много поверий. Например, считалось плохой приметой качать пустую колыбельку - это могло накликать беду на малыша. Укачивать ребенка вдвоем - к скорому рождению двойни, говорили в народе. А на спящего младенца смотреть без надобности вообще не советовали

Источник: «Семь нянек», №3, 2004


Найти: на


Используются технологии uCoz