На главную страницу
Публикации
Особенности воспитания детей у разных народов
Духовное содержание ценностей семейного воспитания в Древней Руси


Татьяна Власова

Обращение к традициям семейного воспитания связано с потребностью науки и практики преодоления духовного кризиса в современной России, признаками которого являются такие ужасающие явления, как детская преступность, социальное сиротство, насилие над детьми в семье и пр.. В связи с этим возникает необходимость анализа традиционных семейных ценностей, позитивность которых можно было бы использовать в качестве духовного содержания в современном семейном воспитании.

Семейное воспитание и семейные отношения в России уходят корнями в духовные и религиозные традиции государства. Одним из основополагающих регуляторов взаимоотношений между членами семьи являлась христианская вера. В связи с этим целесообразно разделить историю семейного воспитания на два периода: дохристианский и христианский. История развития человечества свидетельствует, что именно христианство изменило отношение к человеку, актуализировав его личностное начало. Феномен личности и свободы неразрывно были соединены ориентацией жизни по образу и подобию Божию.

Дохристианская эпоха характеризуется разнообразными воспитательными формами. В VI веке у древних славянских племен стали зарождаться элементы наставнической деятельности. При матриархате дети обоих полов воспитывались в доме матери, затем мальчики переходили в дом мужчин, где обучались практическим умениям. Воспитание детей поручалось наставникам, которые обучали житейской мудрости в «домах молодежи». Позже воспитанием и обучением детей занимались ближайшие родственники (дядьки). При отсутствии таковых, эти функции выполняли ближайшие соседи («кумовство»). Таким образом, в VI - VII вв. у восточных славян приоритет был у внесемейного воспитания. С VIII века родители перестали отдавать своих детей чужим людям. С этого времени можно говорить о появлении воспитательной функции в семье. Основными приемами народного воспитания были потешки, частушки, загадки, сказки, былины, колыбельные песни. В них раскрывались лучшие черты славянского народного характера: уважение к старшим, доброта, сила духа, смелость, трудолюбие, взаимопомощь. Они отражали богатую и самобытную историю славянского народа, укрепляя и сопровождая ее с первых лет жизни. В исследованиях С.Д. Бабишина, Б.А. Рыбакова показан достаточно высокий общий культурный уровень, самобытный национальный характер воспитания в дохристианской Руси. Сделан вывод о том, что ни педагогическая мысль, ни система образования в Древней Руси не были византийской копией, а «общая культура русского народа была в высшей степени педагогична» (С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров 1985).

Христианская эпоха в народной педагогике началась с освещения Крещением Руси святым равноапостольным князем Владимиром.

Воспитание детей княжьего рода имело свои особенности. Дети княжеского рода передавались на воспитание в другую семью. Эта форма воспитания получила название «кормильство» (В.К. Гарданов 1959). Кормильство - социально-педагогическое явление на Руси X-XII вв. - характеризовалось как наставничество и ответственность за нравственное, духовное и физическое воспитание молодых княжичей. Первые знания они получали при дворе - в школе «книжного учения», где обучались с детьми бояр и дружинников. Первая школа «учения книжного» была открыта в Киеве в 988 г., затем в Новгороде в 1030 г. и других городах.

Воспитательное кредо данного периода четко просматривается в «Поучении Владимира Мономаха», в котором написано: «... Все же более убогих не забывайте ... <...> Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Старых чти, как отца, а молодых как братьев. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибнет и тело. <...> Что имеет хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. А вот Вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего» (Изборник 1969: 153-155).

В народной практике семейного воспитания в России основной акцент делался на послушании как главном элементе почитания Бога. Логика рассуждений обосновывала его следующим образом: муж как глава семьи должен почитать Бога, а жена должна смиряться перед мужем, дети же должны почитать своих родителей. Существовало мнение, что отпадение людей от веры приводит к тому, что муж перестает чтить Бога, жить по Его воле и происходит непослушание жены мужу. И как результат у двух непослушных людей вырастает непослушный ребенок. В. Даль предлагает следующее толкование слов «почитать», «послушание»: «Послушанье - повиновение, покорность, исполнение всех приказаний... Послушание паче поста и молитвы. Послушание корень смирения» (В. Даль 1980: 335). Итак, «почитанье, почтенье, почетъ - уважение, честь и чествование, как чувство и как проявление и внешнее оказательство» - дает основание увидеть духовное тождество этих феноменов, свидетельствующее, что послушание в данном контексте связано более с уважением, нежели с авторитарным подчинением в семейном воспитании (В. Даль 1980: 371).

Основным педагогическим принципом этого периода являлась репродукция (перенос) образа жизни в систему воспитания, закрепленная в первых литературных памятниках Древней Руси.

Особенностью воспитательной системы в Древней Руси с приходом христианства стало выполнение данной функции священнослужителями, которая перешла к ним от добропорядочных соседей. Кум при крещении младенца нарекался «крестным» и считался с той поры вторым отцом, почитался и уважался крестником. Перед Богом и людьми он нес ответственность за будущее своего воспитанника, его дела и поступки, а в случае потери родителей - заменял их, брал крестника к себе в дом как родного сына. Но самое основное дело, которое должен был выполнять крестный отец - это неустанно молиться за свое крестное чадо и следить за духовной жизнью и духовной зрелостью его. Можно сделать вывод, что в христианстве заложена профилактика социального сиротства, которое с таким размахом распространяется в обществах, в основе которых отсутствует вера и ответственность перед Богом.

Христианство, как методология, значительно повлияла на общее распространение знаний и грамотности. Священнослужители, выполняя Божию волю, активно влияли на эти процессы. Так, святой митрополит Киевский Михаил благословлял учителей и давал наставления, как правильно вести обучение. В Новгороде, Смоленске и других городах были организованы школы и училища при кафедрах епископов для обучения детей грамоте. Постепенно в разных городах Руси священники стали обучать грамоте при церквях, школах и училищах детей всех сословий. Со временем не только священники, но и люди нецерковного звания - «мастера грамоты» - начали обучать детей. Мальчики получали образование у священников или «мастеров», женское образование было сосредоточено преимущественно при женских монастырях, которых перед татаро-монгольским нашествием было около 10. Дочь Черниговского князя Михаила Всеволодовича, Ефросинья, открыла при монастыре женское училище, в котором она обучала детей всех сословий грамоте, письму и пению молитв.

Во всех ветвях обучения присутствовало изучение Святого Писания как Откровения Божия. Более поздняя трактовка его как историко-культурного феномена не противоречит тому, что в нем детям была представлена картина мира, способствующая их духовно-нравственному воспитанию. Если использовать современную терминологию, то Святое Писание - это дидактически адаптированная картина мира, овладение которой представляется неотъемлемым элементом социального опыта воспитанников, их взросления.

Особое место в системе семейного воспитания в Древней Руси отводилась женщине. За женщиной признавали право заботы о детях, воспитания их в благонравии. Женщине полагалось быть образованной, так как она являлась не только хранительницей домашнего очага, но и первой наставницей детей в добрых и праведных поступках. Данные допущения выведены нами на основе анализа одного из самых известных педагогических источников Древней Руси «Домостроя». «Благословляю я, грешный, и поучаю я, наставляю и вразумляю единственного сына своего и его жену. И детей их, и домочадцев - следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая волю Божию и заповеди его, а себя утверждая в страхе Божием и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденным, не битьем, не тяжкой работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому и всегда в порядке».

Основным воспитательным кредо в данном произведении является любовь к человеку, которая сформулирована как алгоритм педагогических средств и условий. Приоритет отдается духовным составляющим, таким как «покой» и «тепло» - эмоционально-психологический комфорт - предусматривающие гармонию («всегда в порядке») семейной жизни без понуждения и физических наказаний, но «в страхе Божией». Данное понятие заслуживает особого внимания, поскольку его необходимо понимать в соответствии с эпохой появления «Домостроя». В святоотеческих творениях «страх Божий» - это боязнь обидеть Бога, распять Его заново своими грехами. «Страх Господень - авва воздержания» (иеромонах Роман: 245). «Страх - начало любви и потом в нее переходит. Страх Божий, собственно, не боязнь Бога, а боязнь отпасть от Бога и впасть в грехи и страсти» (св. Климент Александрийский 2002: 13).

Однако именно употребление понятия «страх Божий» было использовано в качестве резкой критики христианской системы воспитания. Так долгие годы слово «домострой» было синонимом консервативного уклада жизни и ассоциировалось с принуждением женщины в домашнем быту, с жестокостью воспитания, с личной несвободой человека. Такова была реакция революционной интеллигенции XIX в. на первую публикацию выдающейся книги времен Иоанна Грозного.

В то же время «Домострой» - это правила домашнего устройства, которые касались духовной жизни, отношений внутри семьи и ведения домашнего хозяйства. «Домострой» регламентировал поведение человека, как в государственной, так и в семейной жизни, поэтому был сочинениям строгим. В нем утверждались глубокая вера в Бога, истинное милосердие, честность, трудолюбие, взаимоуважение. Осуждению подвергались праздность, и суетность, пьянство и объедение, клевета и алчность. Важной частью «Домостроя» являются его главы «О мирском строении»; «Как жить с женами, детьми и домочадцами», т. е. как бы регламентировались отношения человека с близкими ему людьми. Прежде всего это касалось вопросов взаимоотношений между мужем и женой. Размышляя о ведении домашнего хозяйства и управлении имением, автор переходит к рассказу о том, как надо воспитывает сыновей и дочерей. «Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его; воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение».

Одной из значимых глав этого произведения семейных отношений является «Похвала мужьям, или Слово о добрых женах». «Если подарит кому то Бог жену хорошую - дороже камня многоценного, такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь. Доброй женой блажен муж, и число дней его удвоится - добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая - венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую - только благо выносит из дома своего». Традиции семейных отношений, представленные в «Домострое», показывают их направленность на сохранность семьи и воспитание духовно-нравственного молодого поколения, характерные для русского общества.

Итак, содержание ценностей традиционного семейного воспитания:

Развитие детей. Ориентация на здоровье, потому что необходимо было выживать в суровых природных условиях.

Уважение старших. Послушание основано на почитании Бога.

Социализация. Соборность - коллективизм, условия выживания детерминировали коллективные принципы общежития.

Труд. Совместный труд, основанный на необходимом распределении обязанностей, соответствующих возрасту и силе.

Нравственность. Подчинение совести, основанные на понимании всемогущества Бога, который всеблаг и всевелик.

Сексуальность. Скромность, основанная на понимании разницы между полами, которые имеют различное предназначение в жизни.

Эмоциональность. Душевность, основанная на любви как условии человеческого существования.

Свобода. Подавление греховной природы, основанное на понимании того факта, что ребенок может быть свободен по его силам.

Гражданственность. Уважение верховной власти на основе признания самодержавия, Божественного предопределения порядка в природе и обществе.

Литература

Антологическая педагогика развития Древней Руси и Русского государства XIV - XVI вв. /сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. - М., 1985.

Гарданов В.К. Кормильство в Древней Руси //Советская Этнография. - 1959. - №6. Изборник. - М., 1969.

Даль Вл. Толковый словарь Живого великорусского языка. - М., 1980.

Иеромонах Роман. Внимая Божьему веленью. Стихи. Духовные песнопения. - Минск, 1998.

Св. Климент Александрийский. Добролюбие избранное для мирян. - М., 2002.

Источник: Консультируем.RU


Найти: на


Используются технологии uCoz