17 ИЮЛЯ.НАСИЛИЕ.
Основа устройства древнего общества - насилие; основа устройства общества, свойственного нашему времени, - разумное согласие и отрицание насилия.
1
Вы слышали, что сказано; око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.
Мф. гл. 5. гл. 38-39.
2
Тот, кто искусен в пользовании людьми, бывает смирен. Это называется добродетелью непротивления. Это называется согласованием с Небом.
Лао-Тсе
3
Те, которые думают, что нельзя руководить людьми иначе, как насилием, пренебрегая их разумом, делают с людьми то же, что делают с лошадьми, ослепляя их, чтобы они смирнее ходили по кругу.
4
Так называемые образованные люди, - те, которые должны бы давать пример того отношения к насилию, которое свойственно разумному существу, - ученые, либеральные, революционные даже люди рассуждают, осуждают, проповедуют свободу, достоинство человека. Но все это до тех пор, пока не свистнут ему, чтобы он шел под хомут. И кончаются все рассуждения и весь либерализм и толки о свободе; и наряжают его в пеструю ливрею, дают в руки ружье или саблю и велят ему бегать, и прыгать, и стоять, и вертеться, и надевать шапку, и кланяться, и кричать "ура", и, главное, быть готовым по приказанию убить отца родного, и он - либерал, ученый, революционер, проповедник свободы - прыгает, и кланяется, кому велят, и кричит "ура", и готов с ружьем убить, кого прикажут. Так что те самые люди, - образованные, которым естественнее всего было бы стремиться к приведению жизни в согласие с сознанием, - люди эти не верят в то, о чем проповедуют, чему учат.
5
Для чего же разум людей, если на них можно воздействовать только насилием? Во всех случаях, где употребляется насилие, прилагай разумное убеждение, и ты редко потеряешь в мирском смысле, в духовном же сознании испытаешь полное удовлетворение.
|